Специальный план, который подготовила Турция, проводя переговоры с Каддафи и оппозицией, и который был представлен США, оказался ненужным после того, как с подачи Франции начались бомбардировки Ливии, пишет газета Hurriyet.
Если бы план сработал, то Турция могла бы помимо прочего образовать механизм, собрав международных беспристрастных наблюдателей.
Франция, прикрываясь решением ООН, под предлогом устранения хаоса в Ливии на прошлых выходных начала бомбардировки, тем самым сведя на нет все усилия Турции, разрабатывавшей специальный пакет решений для ливийской республики. В начале марта после заявления премьер-министра Т.Эрдогана о том, что он связывался с ливийским лидером, началась работа над планом. За день до бомбардировок сил коалиции, которых на этот шаг сподвигла Франция, пакет решений по ситуации в Ливии был готов. Тогда же на переговорах с обеими сторонами конфликта – а Анкара могла выстраивать диалог и с полковником Каддафи, и с оппозиционерами – были выявлены замыслы и намерения переговорщиков относительно широкомасштабного плана, подготовленного Турцией. Перед бомбардировкой, начавшейся в эти критические дни, ожидания Анкары, надевшейся, что всё ещё может сложиться хорошо, были подкреплены сигналами от Каддафи, направленными на контролирование Турцией процесса в его стране. Вот детали плана, о котором знали лишь немногие властьпридержащие. План был передан заинтересованным сторонам и в общих рамках представлен США.
Трёхмесячный календарь
Крайне необходимо, чтобы Ливия шла в ногу со всем современным миром, чтобы был обеспечен баланс между группами, чтобы были удовлетворены основные демократические чаяния народа. Необходимо начать новый период в жизни страны, чтобы остановить кровопролитие. Поэтому для начала демократического процесса должны быть проведены честные выборы и принята современная конституция. Чтобы сроки выполнения этих действий не были затянуты, что может вызвать негодование народа, необходимо самое позднее в три месяца определить календарь действий. Как народу, так и международному сообществу должны быть даны гарантии. Необходимо составить календарь, отвечающий неотложным, оправданным и справедливым ожиданиям. Здесь Турция готова оказать всестороннюю помощь. Будет использован и международный опыт. Полковник Каддафи говорит, что является лидером Ливии. Но нельзя не признать тот факт, что Ливия заслуживает просвещённого руководства, пришедшего к власти в результате демократических выборов.
Пусть семья Каддафи тоже участвует в выборах
В связи с этим на первом этапе при объективной оценке существующих в стране условий в свете переходного процесса на повестке дня может оказаться возможность передачи полномочий и власти сыну Каддафи. Но это решение должно быть хорошо проанализировано, чтобы это не выглядело как передача власти по династийному признаку. Нельзя игнорировать возможность возникновения проблемы, если в течение переходного процесса власть будет передана сыну Каддафи, если Каддафи или его сын будут всё ещё претендовать на управление страной, будет правильнее, если они, образовав политическую партию, будут всей семьёй принимать участие в выборах. В стране необходимо соблюдать социальный баланс, масштабные работы, связанные с межрегиональными различиями, должны быть закончены в короткий срок.
Положение Франции плачевно
Если бы план сработал, то Турция могла бы помимо прочего образовать механизм, собрав международных беспристрастных наблюдателей. Источники, задействованные в процессе, заявили следующее, «Франция, которая на парижской конференции лишила Турции роли в ливийском спектакле, приняла решение о бомбардировке, оттеснив на задний план Анкару и даже США, посчитав себя мировым лидером, постепенно понимает, что теперешняя ситуация складывается для неё не лучшим образом. Саркози, который полагал, что США будут вместе с ним координировать весь процесс, столкнулся с тем, что президент США сегодня постоянно обсуждает ситуацию вокруг Ливии с премьер-министром Эрдоганом. Главные актёры сил коалиции начали отворачиваться от Франции. Вместо решения конфликта в Ливии путём бомбардировок, на первый план выходит необходимость принятия здравого решения посредством переговоров со всеми заинтересованными сторонами не с целью уничтожить оружие, а чтобы оказать гуманитарную помощь. Решая этот вопрос, необходимо уделить особое внимание удовлетворению потребностей ливийского народа».