Путин нырнул в историю: “На генуэзцев свалим все и закроем тему”

10 августа Владимир Путин погрузился в археологию — в прямом смысле слова. После осмотра раскопок на суше древнегреческого города Фанагория на Таманском полуострове он опустился с аквалангом на дно залива, где проходит подводная часть археологических работ. В Тамани премьеру нажаловались на средневековых генуэзских грабителей, а сам он раздобыл «для хозяйства» кусок античной амфоры.

Открытие античного города VI века до нашей эры произвело фурор в мировой археологии — ученые утверждают, что подобной находки не было на всей территории бывшего СССР. Тут даже сохранились стены храма богини Деметры, его обнаружили, когда строили новую высоковольтную линию.

Осмотр достопримечательностей премьер начал с кургана Боюр-Гора, сооруженного предположительно в IV веке до нашей эры. Тут археологи раскопали укрепленные коридоры — дромосы, прорытые древними грабителями по всем правилам инженерного искусства. Начальник экспедиции доктор исторических наук Владимир Кузнецов пожаловался премьеру, что вряд ли когда-нибудь удастся раскрыть главную загадку кургана — кто в нем был захоронен. Скорее всего, курган разграбили генуэзцы, приезжавшие в Тамань в Средневековье и прорывшие те самые дромосы. «На генуэзцев свалим все и закроем тему», — усмехнулся Путин.

И тут в раскопе премьер углядел кусочек античной амфоры. «Можно с собой взять?» — поинтересовался он у археологов. И добавил шутливо: «В хозяйстве пригодится». Еще одна амфора, которую бережно очищал студент-археолог, заинтересовала премьера своим содержимым. «А винца там нет?» — спросил он. В треснувшей амфоре IV века винца, конечно, не было.

Год назад во время видеоконференции в Великом Новгороде с начальниками наиболее значимых археологических экспедиций со всей России Путин заинтересовался и тем, как проходят подводные исследования в «русской Атлантиде» — так уже называют затопленную часть Фанагории. Ему рассказали, что был создан специальный подводный отряд, которым руководит археолог-аквалангист. Премьер несколько раз переспросил, хорошо ли подготовлены специалисты отряда, и в среду стало ясно почему — он сам спустится на дно Таманского залива с аквалангом. Выплыл (с учетом, что это было только третье его погружение) удачно: с двумя амфорами VI века в руках. Правда, разбитыми, но премьер утверждал, что в VI веке.

По сведениям «МК», археологией Путин увлекается давно и не меньше, чем чтением исторической литературы. На раскопках в Старой Ладоге — древней столице Северной Руси — он побывал, еще будучи президентом в 2003 и 2004 годах. Визит главы государства на место работы староладожской экспедиции был запечатлен на снимках, которые сами стали частью «исторического наследия». Например, фотографии были представлены на выставке в Археологическом центре Пскова «Исторические богатства Старой Ладоги» в 2009 году, а также опубликованы в книге «Средневековая Русь».

В 2005 году Путин побывал в легендарной столице ариев Аркаиме в Челябинской области, пропустив ради этой поездки даже саммит Совета Европы в Варшаве. Было ради чего: Аркаим называют еще «российским Стоунхенджем», в «места силы» любят наведываться шаманы, уфологи и ясновидцы. Кстати, говорят, в заповедник ВВП решил наведаться после рассказов Дмитрия Медведева, который был чрезвычайно впечатлен увиденным в Аркаиме. Правда, в отличие от тогдашнего шефа кремлевской администрации он не успел из-за насыщенного графика подняться на гору Шаманку, на вершине которой, по слухам, можно загадать желание и оно обязательно исполнится.

Тува в 2007 году запомнилась Путину не только рыбалкой, но и посещением археологических раскопок в древней уйгурской крепости Пор-Бажын. Кстати, экскурсию для Путина и его гостя, князя Монако Альбера Второго, проводил тогда глава МЧС Сергей Шойгу.

Став премьером, Путин не оставил своих археологических изысканий. Во время поездки в Великий Новгород летом прошлого года он провел видеоконференцию и больше часа беседовал с археологами на Троицком раскопе. Там ему показали найденные на месте раскопок печать сына Ярослава Мудрого и древнюю плетку с надписью «Дураку и черт что сват». Сам премьер тоже покопался в земле и, просеяв ее, нашел артефакт. Добытое премьер с разрешения ученых взял себе на память. Видимо, как и в случае с кусочком фанагорской амфоры, в хозяйстве пригодится. В Новгороде премьер обнаружил и археологические познания насчет того, как выглядит берестяная грамота: «Она же такая маленькая, черненькая».

С одной стороны, археология вроде как не вписывается в образ брутального мачо, который летает на истребителях, тушит пожары и управляет болидом «Формулы-1». С другой — Индиана Джонс тоже был мирным профессором археологии между рисковыми приключениями. Да и Путин, когда ему предложили самому принять участие в раскопках в Старой Ладоге и предложили на выбор инструменты — нож и кисточку, с улыбкой выбрал более суровый предмет: «Мне, пожалуйста, ножик...»