До чего дошел “Прогресс”

“МК” проанализировал причины очередного фиаско российской космонавтики

До сих пор российский космос имел самые прочные позиции именно в оказании услуг по запуску космических аппаратов. До 40% всех стартов в мире приходилось на российские ракеты-носители.

Об этом бывший руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов всегда говорил с гордостью.

А вот нынешний его глава, Владимир Поповкин, считал, что хвастаться тут особо нечем, так как пуски — это самый малорентабельный сегмент рынка космических услуг. Это «черная работа», на долю которой приходится всего 10–15% от стоимости программы. Основная часть — это цена космических аппаратов.

К примеру, когда наш «Союз» или тяжелая ракета-носитель «Протон» выводят в космос европейский спутник, то партнеры платят за это от 80 до 120 млн. долларов. Сюда входит цена самой ракеты, топлива, услуг на Байконуре... При этом стоимость, к примеру, одного европейского телекоммуникационного аппарата — порядка 300–400 млн. евро.

Но такие спутники мы как раз делать и не умеем. Умеем только выводить на орбиту. У нас нет технологий, позволяющих создавать аппараты, способные работать до 15 лет. Мы пытаемся сейчас нагнать конкурентов, ликвидировать отставание, но получается пока не очень, если спутник «Экспресс-АМ4», который мы на днях потеряли, был полностью изготовлен в Европе.

Именно поэтому нынешняя авария нашего «Союза-У» воспринимается многими как начало конца — сдача Россией последнего космического бастиона. Правда, специалисты надеются, что авария — все же случайность, так как эта ракета имеет самый высокий коэффициент надежности в мире. Принципы создания ее ступеней, двигателей были заложены еще при Королеве. Разбившийся «Союз-У» — модификация его знаменитой «семерки». Считалось, что столь высокую степень надежности имеют лишь российские и американские ракеты.

Чем же для нас отзовется нынешняя неудача уже сейчас?

Во-первых, сразу же оказался под вопросом запуск военного спутника ГЛОНАСС с космодрома Плесецк, намеченный на сегодня. Для его выведения на орбиту используется аналогичная модернизированная ракета «Союз-2». Она делается на том же предприятии в Самаре, где и все наши «Союзы». И теми же специалистами. Какие-то элементы у этих ракет наверняка общие, хотя, возможно, как раз ступень, что сейчас не сработала, другая. Однако в любом случае специалисты будут все осматривать, оценивать и только потом примут решение о запуске спутников нашей многострадальной системы ГЛОНАСС.

Во-вторых, один из вариантов такой же модернизированной ракеты «Союз-2» подготовлен к запуску аппаратов «Галилео» — европейской спутниковой системы навигации, аналога нашей ГЛОНАСС и американской GPS. Он должен состояться в октябре с космодрома Куру во Французской Гвиане. Причем изначально этот старт был запланирован на декабрь прошлого года и задержался по вине европейцев. Но сейчас то же самое может произойти уже по вине российской стороны. Вполне резонно, если наши партнеры поставят вопрос о надежности «Союза», так как в этом случае его «начинка» будет очень дорогой.

В-третьих, понятно, что ситуация, сложившаяся сейчас в космической отрасли, просто не может не закончиться кадровыми чистками. Многие авторитетные эксперты считают, что уже давно пора разрушить ту атмосферу благодушия и всепрощения, которая сложилась при прежнем руководителе Роскосмоса — Анатолии Перминове, в последние годы. Он возглавлял эту структуру более семи лет и явно пересидел в должности. При нем был один период, когда аварии в космосе случались по разу в год, но затем навели порядок, и все успокоилось. Видимо, даже слишком.

Все ждали, что президент наконец примет решение об отставке Перминова после того, как в декабре прошлого года три спутника ГЛОНАСС, которые на орбиту выводила тяжелая ракета «Протон», упали в океан. Но Перминов усидел. Как и все высокопоставленные участники этой истории. Уволили, как всегда, пару-тройку пенсионеров-стрелочников.

Новая неудача случилась уже в феврале: спутник «Гео-ИК-2» был выведен не на ту орбиту, в результате Минобороны осталось без современной геодезической сети. Но и это не стало поводом для кадровых перестановок. Лишь к концу апреля главой Роскосмоса был назначен Владимир Поповкин. Говорили, что он вынашивал серьезные планы по кардинальной смене команды старого руководителя Роскосмоса. Однако рубить сплеча Поповкин не стал и начал с организационных перемен, изменив структуру Роскосмоса. Были упразднены управления. Начальники этих управлений — люди Перминова — конечно же, уйдут.

Нынешняя сложившаяся ситуация наверняка ускорит принятие серьезных кадровых решений. Видимо, Владимир Поповкин зачистит и штат своих замов и директоров фирм. Недавно, к примеру, он принял решение о том, что зарплата директора предприятия не может превышать среднюю заработную плату на этом предприятии более чем в пять раз. Раньше этот разрыв был поистине космическим. Так что, похоже, российскую космическую отрасль в ближайшее время ждут большие перемены. Наконец-то.

Ольга Божьева, Московский Комсомолец
Tеги: Россия