Один из московских списков кандидатов возглавляет сын полковника Юрия Буданова, застреленного несколько месяцев назад
Во вторник в Москве прошел съезд ЛДПР.
Военный оркестр у входа в Колонный зал Дома Союзов, картонный Владимир Вольфович в фойе — чтобы все желающие могли сфотографироваться с ним на память, синие флаги, синие надувные шарики... Партия Жириновского идет на парламентские выборы под лозунгом «ЛДПР за русских!».
Как обычно, зал встретил отца-основателя и бессменного лидера партии вставанием и бурными аплодисментами. Как обычно, рядом с пюпитром, на котором был установлен микрофон, водрузили политическую карту мира, в руках отец-основатель держал указку, а доклад его изобиловал историческими и геополитическими экскурсами.
«Мы с вами живем в интересное, но относительно тревожное время!» — заявил г-н Жириновский и подробно остановился на факторах, с которыми приходится иметь дело всякому уважающему себя политику при определении стратегии и тактики. Огромная территория, мерзкий климат, сверхцентрализованная власть, крепостное право... «Силой, во время войны русских не победить, но в период затишья, когда надо развивать экономику, наши люди не очень хотят участвовать в процессе. Танки наши по-прежнему быстры, а вот автомобиль вроде „Мерседеса“ — ну никак создать не можем!» — сокрушенно констатировал он. Но в XXI веке, продолжал лидер ЛДПР, крупных военных испытаний не ожидается, и потому хочешь не хочешь — придется «наращивать результаты» в мирной жизни, строительстве демократии. А что мы имеем? «Однопартийная по сути система», у власти «команда питерских», «государство-гермафродит» — ни демократия, ни диктатура, ни свобода, ни крепостное право!
По мнению лидера ЛДПР, одна из фатальных ошибок, совершенных в последние столетия-десятилетия российской властью, — пренебрежение «русским вопросом». Слово «русский» было произнесено в его докладе не менее трех десятков раз. Ни у кого не должно было остаться никаких сомнений: модную в последнее время националистическую карту г-н Жириновский никому сдавать не намерен. По его словам, «дежурный Рогозин» (постпред РФ при НАТО. — «МК») эту сложную задачу «не потянет». Но национализм ЛДПР будет умеренным. «Мы не против других прекрасных народов, населяющих Россию, мы за то, чтобы русский народ не подвергался дискриминации!» — неоднократно повторял вице-спикер Госдумы. И поминал недобрым словом статью 282 Уголовного кодекса, которая карает за «возбуждение ненависти либо вражды», в том числе и по национальному признаку...
Впрочем, на брифинге политик уточнил: в 23 национальных республиках партия пойдет под урезанным лозунгом «ЛДПР!». Слова «за русских!» будут использованы лишь в регионах с преимущественно русским населением. Это, видимо, и есть проявление той «политической гибкости» в хорошем смысле слова, о которой говорилось в его выступлении.
Г-н Жириновский не был бы г-ном Жириновским, если бы отказал себе в удовольствии высмеять конкурентов. «Клоун» (это про Охлобыстина), «миллиардер с бабушкой-пенсионеркой» (это про Михаила Прохорова с Аллой Пугачевой), «бомж Сережа» (это про лидера «Справедливой России» Миронова), «вытащенный из нафталина Гриша» (это про лидера «Яблока» Явлинского)... Унизительных кличек не удостоились разве что Геннадий Зюганов и, конечно же, президент с премьером. А ведь именно «Единую Россию» и КПРФ Владимир Вольфович считает основными соперниками на выборах!
Фамилий Путин и Медведев опытный докладчик умудрился не произнести ни разу, хотя о неспособности «питерских» справиться с ситуацией и решить стоящие перед страной проблемы говорил. Когда позднее один из журналистов напомнил, что как-то на «круглом столе» в Госдуме г-н Жириновский даже назвал г-на Путина «лучшим премьер-министром», лидер ЛДПР уточнил: «Я сказал не „лучшим“, а „лучше“! Все премьер-министры до него были очень плохими, а он — лучше их, и все!» Потом помолчал и добавил: «Немного лучше...» Но немного лучше очень плохого — значит, просто плохой?..
Избирателям партия приготовила, как выразился Владимир Вольфович, «пять конфеток» — обещаний: безналоговый режим на Дальнем Востоке (там за ЛДПР всегда голосуют от души), прямое президентское правление на Северном Кавказе, возвращение из-за рубежа всех денег — и физлиц, и юрлиц, «сначала добровольно, а потом по закону»; отмена ЕГЭ и вступительных экзаменов в вузы; снижение до 1% проходного барьера на выборах в Госдуму.
Список кандидатов в депутаты от ЛДПР, за который проголосовали делегаты, никаких сенсаций не явил. Сенсация прошлых выборов — Андрей Луговой, которого британские власти подозревают в убийстве Александра Литвиненко, — если можно так выразиться, «сослан в Сибирь»: возглавляет иркутскую региональную часть. А в первой федеральной десятке — почти сплошь депутаты нынешней Думы: сам вице-спикер, глава Комитета по делам СНГ Алексей Островский, лидер фракции Игорь Лебедев, Леонид Слуцкий, Валерий Селезнев, Дмитрий Свищев... Исключение — экс-министр труда и социальной политики, экс-глава Фонда социального страхования Сергей Калашников.
Если и есть среди кандидатов неожиданные имена, то это имя Буданова Валерия Юрьевича — сына «того самого полковника», осужденного за убийство чеченской девушки, а потом застреленного в центре Москвы. Г-н Жириновский объяснил, что так партия оказывает «помощь семье погибшего». У
В том, что 7%-ный барьер партия преодолеет и в Думу попадет, здесь не сомневаются. «И слышу я хорошо, и вижу хорошо, и нос у меня чует хорошо!» — заявил ее лидер. И прокричал в зал, обращаясь почему-то к сидевшему в первом ряду почетному гостю — главе Центризбиркома Владимиру Чурову: «Говорят, устал я! Если и устал, то от вашей лжи! Все устали от вас, от вашего однопартийного режима!»
Бурные аплодисменты. Нос у г-на Жириновского действительно чует так, что можно позавидовать.