Белорусских террористов приговорили к расстрелу.В среду в Верховном суде Белоруссии оглашался приговор по самому громкому уголовному делу в истории страны.
На скамье подсудимых были Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев — обвиняемые во взрыве в минском метро 11 апреля этого года, а также во взрывах в Минске в 2008 году и в Витебске в 2005 году. Суд приговорил обоих к высшей мере наказания — расстрелу.
Уже за полчаса до начала оглашения приговора в здании Дома правосудия наблюдалось столпотворение. В самом зале находилось около 300 человек, в том числе врачи и спасатели МЧС.
Судья Александр Федорцов первым делом объявил, что по просьбе потерпевших будет оглашать полный текст приговора — 114 страниц. Процедура растянулась на целый день. Сначала суд установил витебские эпизоды: обвиняемые с
Несмотря на эти детали, уверенности в виновности обвиняемых нет как у сторонних наблюдателей, так и у потерпевших. Наблюдавшая за процессом с самого его начала общественная активистка Наталья Паходня говорит, что ни одного реального доказательства обвинение не предоставило. «Меня больше всего возмутило, почему потерпевшим не показали второй вагон поезда, который наиболее пострадал от взрыва. Когда был следственный эксперимент в Витебске, почему-то не открыли и не показали подвал, где якобы делались эти бомбы. Был ли вообще этот подвал?»
Правозащитница Людмила Грязнова говорит, что все доказательства сводятся к формулировкам «мы считаем», «мы думаем», «экспертиза показала». «При этом защитник Ковалева действовал очень профессионально. Он фактически доказал, что пленка, якобы доказывающая причастность подсудимых к преступлению, была смонтирована». В ходе процесса двое потерпевших — Самвел Саакян и Людмила Жечко — раскритиковали обвинительный уклон судебного процесса. На специальном сайте в Интернете собрано 45 тысяч подписей под петицией в защиту Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева. Мать одного из обвиняемых Любовь Ковалева направила перед оглашением приговора письмо Александру Лукашенко. Она просит дорасследовать дело. «Если надо кого-то расстрелять, то я готова пожертвовать собой. На месте моего сына мог оказаться любой человек».
Стоит напомнить, что Белоруссия остается последней страной в Европе, где разрешена смертная казнь. Всего, по данным международной организации Amnesty International, с 1991 года в Белоруссии было казнено около 400 человек. Последняя казнь была произведена в июле 2011 года.
Олег Алкаев, бывший начальник минского СИЗО № 1, где приводились в исполнение смертные приговоры, подробно описывал процесс казни в своей книге «Расстрельная команда»: «Все осужденные были ознакомлены с президентскими решениями и усажены в машину. Они сидели на полу в затылок друг другу, их ноги были широко раздвинуты и образовывали „елочку“. Такая рассадка полностью исключала любую попытку встать на ноги или оказать сопротивление. К „яме“ прибыли за полночь. Машину поставили на краю поляны, метрах в десяти от ямы, и вытащили первого осужденного. Прокурор и представитель МВД находились в машине и через окно наблюдали за происходящим. Один из членов группы надел на шею смертника петлю из толстой веревки, другой конец которой держал в руках. Еще один сотрудник вставил в рот осужденному кляп. Держа за веревку, смертника подвели к краю ямы и положили на землю лицом вниз. Он не оказывал никакого сопротивления. Его голова свисала в яму. Когда исполнитель стал наводить на осужденного „расстрельный“ пистолет, другой член группы потянул за конец веревки и приподнял голову приговоренного к расстрелу над ямой, давая возможность исполнителю точнее произвести выстрел. На мгновение был включен фонарик, осветивший стриженый затылок приговоренного, и в тот же момент в него впилась пуля».
Так что Белоруссия остается не только последней страной Европы, где сохранена смертная казнь, но и страной, где ее приводят в исполнение наиболее варварским способом.