Суд уже заслушал всех свидетелей и экспертов. Теперь адвокаты обеих сторон должны подвести итоги слушаний и окончательно сформулировать свои предложения по сути иска.
Напомним, что Березовский утверждает, будто в 2000-2003 годах Абрамович принудил его и его бизнес-партнера Бадри Патаркацишвили продать ему принадлежавшие им активы в российских компаниях «Сибнефть» и РУСАЛ, причем значительно дешевле их реальной стоимости. По этому поводу владельцу «Челси» предъявлен иск на сумму более чем на 5,5 миллиарда долларов.
19 декабря с заключительным словом на суде выступил адвокат Абрамовича, известный британский юрист Джонатан Сампшн. Как и следовало ожидать, его речь была посвящена опровержению доводов защиты Березовского.
Прежде всего адвокат вновь повторил позицию Абрамовича, смысл которой сводится к тому, что Березовский и Патаркацишвили никогда не владели акциями компании «Сибнефть». Что же касается выплат, производившихся Абрамовичем в пользу Березовского, то это были проплаты за «крышевание» его бизнеса. Он платил Березовскому за политическую поддержку, которую тот ему оказывал. К тому же, по словам Сампшна, характер этих платежей никак не свидетельствует о разделе прибыли. «Это ближе к плате за протекцию и объемы платежей ограничивались только возможностями Абрамовича — то-есть выплачивалось столько, сколько он мог перечислить».
Именно протекционным характером сделки, согласно Сампшну, объясняется отсутствие документов, подтверждающих договоренности между ними. Речь шла о влиянии в обмен на деньги. «Никто, будучи в здравом уме, в положении Березовского в этих условиях не стал бы составлять какие-либо документы, подтверждающие такие договоренности», - заявил адвокат.
Снова, в который раз на этом процессе, адвокат объяснил британскому суду понятие «крыша», которое, по его мнению — это «альтернативная система обязательств», складывающаяся в обществе, в котором бизнесмены не могут рассчитывать на защиту со стороны закона - либо по причине неэффективности закона, либо по причине того, что власти не в состоянии обеспечить должное исполнение этого закона».
Попытки Березовского доказать, что он владел акциями «Сибнефти» Сампшн назвал «юридическим вздором». Он даже заявил, что Березовский просто убедил себя в том, что имел долю в бизнесе Абрамовича.
Адвокат попытался также опровергнуть утверждения Березовского о том, что они были близкими друзьями с Абрамовичем, однако после того как он впал в Кремле в немилость, бывший друг предал его. По версии Сампшна, отношения между двумя олигархами напоминали отношения телохранителя и клиента; они были коррумпированными по своей сути и базировались на том, что Березовский был нанят для «крышевания», или, говоря понятным языком, для оказания политической протекции.
В конце дня адвокат пытался аргументировать, почему Абрамович не мог угрожать Березовскому экспроприацией «Сибнефти» и арестом его близкого друга Николая Глушкова. Сампшн заявил, что это не могла быть угроза от Абрамовича, это могло исходить только от российского государства.
Судя по нескрываемой скуке на лицах присутствующих, Джонатан Сампшн, который известен в Лондоне своими яркими выступлениями на судебных процессах, в этот день не сумел развлечь аудиторию. Да и вопросы судьи Глостер иногда вызывали у него нечто вроде замешательства. Возможно он уже мысленно видит себя в Верховном суде, куда переходит на работу в новом году.
Березовский и Абрамович, которые как обычно сидели в разных концах зала в окружении своих адвокатов и помощников, в понедельник выглядели очень серьезными и сосредоточенными.
Сампшн закончит свое заключительное слово уже во вторник. После этого заседания будут прерваны до начала года, когда наступит черед выступать адвокату Березовского — Лоренсу Рабиновичу.
Между тем, накануне возникло непредвиденное осложнение. Как сообщила газета «Times», в адрес суда поступило письмо от бывшего начальника охраны Бориса Ельцина, Александра Коржакова, который потребовал от британской полиции расследовать обстоятельства совершения сделки по приобретению «Сибнефти», благодаря которой Роман Абрамович и смог стать миллиардером. Коржаков якобы утверждает, что приобретение нефтяной группы на аукционе в 1995 году было «незаконным и коррумпированным». Коржаков обвиняет обоих олигархов в сговоре с целью «причинить огромный экономический и политический урон» российскому государству и требует возвращения на родину 13 млрд долларов, которые Роман Абрамович получил от продажи «Сибнефти» в 2005 году.
И хотя адвокатская фирма Skadden, представляющая интересы Абрамовича, отрицает эти утверждения, содержание коржаковского письма и момент его появления в Лондоне, вызывает множество вопросов. Один из них — почему Коржаков так долго ждал, чтобы вдруг именно сейчас заявить о необходимости расследовать обстоятельства сделки по «Сибнефти»?