Согласно давно сложившейся традиции, кандидат в президенты США совершает паломничество в Израиль. Деньги и голоса американских евреев — важный фактор для прописки в Белом доме. Барак Обама не был исключением.
В понедельник в Вашингтоне состоится девятая встреча Обамы—Нетаньяху, и, пожалуй, впервые на ней будет доминировать не Палестина, а Иран. Разумеется, и Обама, и Нетаньяху не хотят превращения Ирана в ядерную державу. Но эта общность цели еще не гарантирует единство стратегии и общности средств для ее достижения. Нетаньяху хочет узнать у Обамы, каким аршином он будет мерить неудачу санкций против Ирана и не наступит ли эта оценка слишком поздно для Израиля?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует, ибо у Израиля и США разные аршины, или разное понимание так называемой красной линии. Для Тель-Авива «красная линия» — это достижение Ираном возможности создания атомного оружия. Для Вашингтона «красная линия» отодвинута несколько дальше — Иран перешагнет ее только тогда, когда непосредственно приступит к созданию атомной бомбы. Такая двойная трактовка вполне понятна. Вашингтон, конечно, не хочет атомизации Ирана, но для него это не вопрос жизни и смерти. Для Израиля же Иран с атомной бомбой и средствами его доставки представляется вторым холокостом — и потому идеальным решением являлось бы уничтожение ядерных предприятий Ирана руками американской военной мощи. Это и надежнее, и вызовет меньше дипломатических радиоактивных осадков в адрес Израиля. Для США идеальное решение — это заставить Иран отказаться от создания ядерного оружия под нажимом дипломатических, торгово-экономических и финансовых акций. И здесь «красные линии» Вашингтона и Тель-Авива не сходятся.
Несовпадение «красных линий» усугубляется отсутствием полного доверия. США не уверены, что Израиль не нанесет упреждающий удар или, во всяком случае, посоветуется с Вашингтоном и, тем более, прислушается к нему. Израиль не уверен, что Вашингтон действительно не исключает военного решения проблемы, хотя Обама и Хиллари Клинтон неоднократно заявляли, что «со стола не убираются никакие яства».
Накануне прилета в Вашингтон израильского премьера Обама дал интервью журналу «Атлантик», в котором изложена его принципиальная позиция на предстоящих переговорах. Тон интервью много строже в отношении Ирана, но он строже и в отношении превентивного удара по Ирану со стороны Израиля, Обама подчеркнуто заявил, что США применят «военный компонент» как последнее средство. Но когда возникнет необходимость в этом «последнем средстве»? Об этом Обама умолчал. Зато он остановился на негативных сторонах военного удара по Ирану. Во-первых, он превратит Иран из парии в жертву агрессии, а во-вторых, не ликвидирует угрозу, а лишь отдалит ее. Стремясь укрепить веру Израиля в серьезность американских намерений, Обама сказал: «Я думаю, что израильское правительство понимает, что я, будучи президентом США, не блефую. И я, кроме того, придерживаясь здравой политики, не рекламирую точно, каковы наши намерения. Но я думаю, что и иранское, и израильское правительства понимают, что когда США говорят: „Это неприемлемо“ (атомное вооружение Тегерана), то мы имеем в виду то, что говорим».
Накануне переговоров Обама, естественно, ограничился изложением принципов, но не расставил всех точек над «i». Впрочем, точку над одним «i» он все же поставил. Политика «сдерживания», которая применялась в отношении Советского Союза как ядерной державы, не будет распространена на Иран, поскольку она противоречила бы его, Обамы, политике нераспространения ядерного оружия. Он намекнул на неуправляемость Ирана и на угрозу развязывания гонки вооружения на Ближнем Востоке, на то, что иранская атомная бомба может оказаться в руках террориста.
Перед прилетом в США Нетаньяху посетил Канаду. Выступая в канадской столице, он предупреждал Запад о «западне» дальнейших переговоров с Ираном. Он потребовал от Ирана демонтажа обогатительного предприятия возле города Кум. Президент Обама в своем интервью журналу «Атлантик» намекнул, что он все еще считает иранских лидеров способными на разумные решения под давлением санкций, в частности, на отказ от своих ядерных амбиций. Сославшись на пример Ливии и Южной Африки, самостоятельно отказавшихся от создания ядерного оружия, он сказал, что такое решение, в отличие от военных акций, ведет не к временному, а к перманентному решению.
Сложность создавшейся ситуации усугубляет тот факт, что встреча Обамы—Нетаньяху накладывается на президентские выборы в США. Например, на следующий день после этой встречи состоится «супервторник» республиканских праймериз. Как говорит бывший посол Израиля в Вашингтоне Залман Шовал, независимо от того, признают ли это Обама и Нетаньяху, их внутренняя политика накладывает свой отпечаток на иранскую проблему. Так, согласно одним калькуляциям, Нетаньяху должен «вдарить» по Ирану еще до президентских выборов в ноябре этого года, пока у Обамы руки связаны и он более «покладист». Но, с другой стороны, Нетаньяху считает, что Обама будет переизбран, и в этом случае израильский удар по Ирану «озлобит» президента против израильского руководства. В Вашингтоне считают, что если бы Обама больше верил в «сдержанность» Нетаньяху, то он более настойчиво давил бы на Тегеран, не опасаясь того, что Тель-Авив поспешит нанести превентивный удар. Недоверие Нетаньяху к Обаме не менее глубокое. Поэтому он то и дело совершает критические наскоки на Вашингтон. Примером тому служит реакция Тель-Авива на заключения американских разведывательных ведомств о том, что Иран не преследует целей создания ядерного оружия. Было встречено в штыки и заявление председателя Объединенной группы начальников штабов США генерала Демпси о том, что не дело атаковать Иран сейчас, поскольку это дестабилизирует Ближневосточный регион.
Свою лепту в этот запутанный клубок вносит и республиканская партия США. Недавно пять сенаторов-республиканцев во главе с Джоном Маккейном посетили Израиль и встречались с премьером Нетаньяху. В свою очередь, Обама направил в Тель-Авив своего помощника по нацбезопасности Томаса Донсиона, который прибыл в израильскую столицу в сопровождении многочисленных военных и разведывательных советников. Они тоже встречались с Нетаньяху. По некоторым данным, израильскому премьеру было сказано, что в случае провала антииранских санкций США прибегнут к военному решению, более того, уже началось его планирование. А выступая в Вашингтоне перед влиятельным американским произраильским лобби AIPAC, Барак Обама недвусмысленно заявил, что Штаты не остановятся перед использованием силы, если это понадобится для того, чтобы не дать Ирану обзавестись ядерным оружием. Но, добавил глава Белого дома, дипломатические усилия пока еще могут привести к желаемому результату.