Это сказал российский президент, перечислив длинный список общих вызовов для России и мира. Медведев выразил надежду, что времена, когда сила государства определялась его военной мощью, остались в прошлом.
Выступление Дмитрия Медведева стало центральным событием прошедшей в Москве научно-практической конференции «Евроатлантическое сообщество безопасности: миф или реальность», на которой российские и зарубежные деятели обсуждали действия, необходимые для создания единой системы безопасности.
Поприветствовав собравшихся, Медведев сразу ответил на заглавный вопрос конференции: «Пока это миф, и он должен стать реальностью». Россия, считает президент, будет добиваться построения единой системы безопасности — «и не намерена сворачивать с этого пути несмотря ни на что».
— Главный тест на готовность США и других стран НАТО к подлинному партнерству с Россией — это попытка учесть наши интересы, прежде всего по проблематике ПРО, — заявил Медведев. — Американские партнеры предлагают нам пользоваться своей системой. Как пользоваться-то? Это взлом ядерного паритета в той или иной ситуации.
Коснувшись конфликтов на Ближнем Востоке, ДАМ подчеркнул, что именно ООН должна решать эти проблемы, строго следуя международному праву. «В последнее время опять возросло количество тех, кто предлагает использовать оружие в качестве аргумента для решения проблем. То и дело звучат, причем не на экспертном, а на официальном уровне, заявления ультимативного характера с угрозами внешнего военного вмешательства», — посетовал президент, приведя в качестве примера сирийский и иранский вопросы.
Своеобразным ответом Медведеву стал призыв бывшего министра обороны ФРГ Рюе отправить на Запад российских военных, чтобы они могли убедиться в прозрачности ПРО. Россия, как говорил Рюе, относится к Западу, но она должна определиться, где она хочет быть сама. Экс-министр добавил, что защита от России не является будущим НАТО.
А экс-глава Пентагона Уильям Перри напомнил собравшимся о возможности вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном, который может закончиться ядерной войной. Кроме того, он отметил, что уже в этом году может быть осуществлено военное решение иранской ядерной проблемы. При этом он подчеркнул, что надо использовать все дипломатические возможности для решения этой проблемы.
После выступления зарубежных коллег Медведев подвел итоги первой половины конференции, в очередной раз обозначив главное желание Москвы — документально зафиксированная ненаправленность ПРО против России.
В первой части конференции выступающие затронули тему общих ценностей и преодоление недоверия между Россией и Западом. В частности, Джон Мэтьюз, президент Фонда Карнеги за международный мир, обозначил три ключевых вызова, где недоверие является основным препятствием: противоракетная оборона, проблемы исторического примирения и затяжные «замороженные» конфликты. Потом дискуссия коснулась потенциала взаимовыгодного сотрудничества. Все выступавшие в этом блоке отметили взаимную экономическую зависимость России и Европы. Постоянный представитель России в ЕС Чижов заявил: «Приверженность одним и тем же нравственным и культурным ценностям сделает тесное и многогранное сотрудничество России и Евросоюза неизбежным».