Путин просит у экспертов подсказки: стоит ли менять систему оплаты труда? Во время общения с депутатами Госдумы Владимир Путин откликнулся на предложение «Справедливой России» перейти на почасовую оплаты труда.
Именно таким способом, по мнению авторов инициативы, удастся предотвратить «грабеж» россиян, которым работодатели не доплачивают в три раза. Премьер сообщил, что переход на такой график оплаты возможен, однако только после экспертной проработки.
«Зарплатную реформу» давно уже предлагает «Справедливая Россия». Вот как объяснял «МК» необходимость ее проведения глава партии Сергей Миронов: «Сегодня в нашей стране всем, кто работает (не важно: в частном секторе или в бюджетной организации), не доплачивают в три раза. Откуда я беру эту цифру? Есть такое понятие, как „внутренний валовой продукт“. Это — все, что создано трудом и интеллектом всех граждан России в рублевом эквиваленте в нашей стране. А какова доля заработной платы вот в этой всей сумме? В России сегодня эта цифра — 24 процента. А в других странах с развитой экономикой доля заработной платы составляет от 60 до 80 процентов. Разница в три раза. Отсюда следующее предложение: нужно вводить в России почасовую оплату труда». Механизм он предлагает следующий: законодательно установить, что один час неквалифицированного труда стоит сто рублей, дав возможность увеличивать эту ставку при помощи трех повышающих коэффициентов. А именно — региональный, отраслевой («Одно дело, если вы работаете пожарным..., а другое — если сидите в офисе») и квалификационный.
В поддержку почасовой схемы также выступал экс-министр труда, член Совфеда Александр Починок.
Владимир Путин, комментируя это предложение, признал, что почасовая оплата труда — это практика многих стран мира. «Если мы к этому когда-нибудь перейдем, — размышлял премьер, — мы должны выработать такие механизмы, которые не приведут к понижению доходов наших граждан. Наоборот, мы должны создать такой путь, по которому бы шел подъем». Именно это и станет задачей экспертов.
Однако прежде чем приступать к таким решительным мерам, надо решить другой «зарплатный» вопрос, уверен ВВП: «Минимальный размер оплаты труда должен сравняться с уровнем прожиточного минимума». Также ВВП просит подумать об изменении механизма расчета МРОТ.
Дело в том, что имущественная дифференциация в России зашкаливает, объясняет премьер. По его словам, доходы наиболее обеспеченных граждан примерно в 16 раз превышают доходы наименее обеспеченных. И за последние годы этот разрыв, к сожалению, практически не сокращается. Впрочем, в Штатах разрыв такой же — 15 раз. А в такой стране БРИКС, как Бразилия, — 39 раз. Но нам, по Путину, следует двигаться в сторону Германии, Австрии и Франции, где доходы богатых и бедных различаются в
Довести МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного человека уже предлагал глава Комитета Госдумы по труду, единоросс Андрей Исаев. Сегодня МРОТ составляет всего лишь 4611 рублей (67% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения). При этом величина прожиточного минимума — 6505 руб., для трудоспособного населения — 7023 руб. Предложение Исаева должна была оперативно рассмотреть Дума, однако оно было отложено по причине отсутствия заключения правительства. Чиновники объясняют, что повышение МРОТ до прожиточного минимума — «достаточно большие расходные обязательства». По некоторым подсчетам, на это потребуется дополнительно 55 млрд. рублей. Если поднять МРОТ, правительству придётся увеличить оклады бюджетников, многие из которых получают «минималку». Сегодня, по официальным данным, 6% трудящихся в РФ зарабатывают ниже МРОТа, т. е. они не в состоянии прокормить себя и семью.
Однако мера вряд ли спасет от имущественного расслоения: МРОТ как эффективный механизм работал только во времена СССР, в наше время «серых» зарплат став, скорее, техническим понятием.