В среду прошел политсовет лидеров партии «Народной свободы». На нем было принято решение не продолжать попытки получить официальную регистрацию, а присоединиться к Республиканской партии России (напомним, РПР удалось оспорить решение Минюста об отказе в регистрации и в скором времени ей вернут официальный статус).
По-прежнему нерешенными остались вопросы о названии объединенной партии и о статусе ее соучредителей. Однако такой политический ход либералов значительно упрощает их дальнейшее продвижение во власть.
Лидером Республиканской партии России является Владимир Рыжков. Он также один из соучредителей незарегистрированной партии «Народной свободы», которая по сути стала коалицией представителей либеральных сил. Наряду с Рыжковым ее возглавили Михаил Касьянов и Борис Немцов.
Перспективы объединения либералов вызвали большие сомнения у скептиков. Вспоминали, как безуспешно в первой половине нулевых пытались объединиться СПС и «Яблоко». В процессе создания ПАРНАСа также не обошлось без скандала. Прошлой осенью из партии ушел Владимир Нилов. Он начал «капризничать» в самом начале объединения либералов. В частности, когда речь зашла о том, что в ряды партии может вступить «Объединенный гражданский фронт», написал в своем Твиттере: «Если появится Каспаров, не будет Нилова. Выбирайте, коллеги». В итоге из-за ряда разногласий Нилов покинул коалицию.
На счету парнасовцев публикация скандального доклада «Путин. Коррупция», признание декабрьских выборов в Госдуму нелегитимными еще до их проведения (из-за отказа в регистрации их партии). Кроме того, начало протестного движения в том формате, в котором оно достигло пика своей массовости, было положено именно лидерами ПАРНАСа, а ведущим большинства митингов стал Рыжков.
«Наша политическая платформа остается следующей — борьба за политические свободы и против произвола и коррупции», — заявил в четверг после политсовета Михаил Касьянов. Он также отметил, что регистрация — первый шаг на пути к более серьезной политической борьбе. «Мы как ПАРНАС стремимся и будем участвовать в выборах уже в октябре. Решение о доступе к выборам на основе восстановления регистрации Республиканской партии России — это механизм реализации нашей политической воли».
По словам Бориса Немцова, партия по-прежнему будет принимать активное участие в акциях движения «За честные выборы».
«Главной нашей задачей я считаю объединение демократических сил. В ближайшее время мы определим круг наших союзников», — отметил Немцов. Он также не исключает, что в их ряды вернется и Нилов. Однако, по некоторым данным, тот уже подал заявку на регистрацию «Объединенного гражданского фронта».
Съезд партии планируют провести не позднее 8 июля. Тогда будет принято окончательное решение о названии партии. Михаил Касьянов отмечает, что лучший вариант — переименовать РПР в ПАРНАС. А сопредседатель Республиканской партии Валентина Мельникова ранее заявляла «МК», что в случае подобного слияния будет настаивать на неизменности названия партии: «Оно имеет богатую историю и считалось своеобразным символом борьбы за справедливость».
Борис Немцов рассказал «МК», что обсуждать название пока рано и этот вопрос будет решен так, чтобы это устраивало всех. По мнению Немцова, «задача власти — раздробить электорат на многочисленные мелкие партии, запретив объединение в коалиции. Для демократов теперь важно создание суперпартии на правом фланге. И лидерские амбиции должны отойти на второй план».
Однако, по мнению некоторых экспертов, ажиотаж вокруг нового политического образования не оправдан. «Это слияние не существенно, — считает директор Центра политических технологий Евгений Минченко. — Речь о том, что участвовать в парламентских выборах они будут, объединившись, шла давно. Я не считаю, что в обществе существует запрос на единую либеральную партию. Скорее, на честную, отстаивающую демократические ценности в целом. Но я не уверен, что представители ПАРНАСа воспринимаются как честные люди. И протестное движение не способствовало улучшению этой ситуации. Наоборот, их стали воспринимать как людей, пытавшихся оседлать протест. Выходившие на митинги на Болотной и Сахарова шли туда вопреки выступлениям с трибун Немцова с Рыжковым. И реальный процент их поддержки на выборах составит 2–3%».