В Чикаго на берегу озера Мичиган закрылся двухдневный саммит Североатлантического блока. В порядке дня саммита основным вопросом являлся Афганистан, точнее война в Афганистане и как из неё выползти.
Выступая на заключительной пресс-конференции президент США заявил: «Мы покидаем Чикаго, имея ясную дорожную карту». Само выражение «дорожная карта» предполагает, что впереди ещё лежит дальний путь. Так оно и есть.
Сам Обама на той же пресс-конференции говорил: «Я не думаю, что когда-либо появится такая оптимальная точка, когда мы можем сказать: всё сделано, всё великолепно, это как раз то, что мы хотели. И теперь мы можем собрать свои пожитки и возвращаться домой. Нет, это процесс и в ряде случаев он будет очень сложным, точно также как это было в Ираке». Участники войны в Афганистане приняли решение закончить основные военные действия летом следующего года. После этого «афганский народ сам должен взять ответственность за свою безопасность». Однако всё дело в том, что это положение обставлено целым рядом оговорок. Во-первых, не все войска, в особенности США, покинут Афганистан. Там останутся «советники», количество которых будет приближаться к целой дивизии. Более того, не исключено, что в случае форс-мажора выведенные из Афганистана войска вновь вернутся туда.
Итак, американское присутствие в Афганистане продолжится и после 2014 года. Оно будет регулироваться соглашением о стратегическом партнерстве между США и Афганистаном. Все остальные участники войны в Афганистане заключат свои отдельные соглашения с правительством Кабула, где будут указаны сроки вывода их войск, а также параметры участия в послевоенном сотрудничестве с режимом президента Карзая.
Талибы тоже отметили окончание сессии НАТО своим собственным коммюнике, в котором поздравили нового президента Франции Олланда за то, что он решил раньше других вернуть свои войска домой. В коммюнике талибов говорится, что «моджахеддины исламского эмирата будут продолжать джихад, пока не достигнут своей цели». В ходе своей пресс-конференции Обама заявил, что планы ухода из Афганистана «необратимы». Он сказал, что «Талибану», наконец, перебьют хребет. Однако, с другой стороны, он вынужден был признать, что движение талибов отнюдь не уничтожено, и они продолжают довольно эффективно орудовать на территории Афганистана и Пакистана.
Проблема Пакистана остро стояла на конференции в Чикаго. Дело в том, что Исламабад отказался предоставить США и другим их союзникам пути снабжения через свою территорию. Это было сделано в отместку за авианалет, совершенный США в ноябре месяце прошлого года, в результате которого погибли 24 пакистанских солдата. После этого инцидента президент Обама выразил соболезнования. Однако Исламабад требовал от президента США не соболезнований, а извинений — их не последовало. И Пакистан взвился.
Надо сказать, что Обама дал щелчок президенту Пакистана Азифу Али Зардари. Если он провел отдельные переговоры с президентом Афганистана Карзаем, то Азифа Али Зардари он удостоил двумя-тремя словами, которыми он приветствовал его, когда все участники сессии НАТО шли для группового фотографирования.
Завершая свою пресс-конференцию, Обама еще раз предупредил, что принятая в Чикаго стратегия «позволяет коалиции достичь в Афганистане стабильности, которая не будет абсолютной».
Чикаго для меня весьма памятный город. Там я впервые в США получил «боевое крещение». Это произошло в 1968 году на съезде Демократической партии США. И сейчас жители Чикаго, а также антивоенные силы из других частей США явились на берега озера Мичиган, чтобы сказать «нет» войне, которую вот уже 10 лет ведут США. Между полицией и демонстрантами проходили ожесточенные стычки, в результате которых были раненые и с той, и с другой стороны. Тысячи протестников маршировали по Мичиган-авеню, пытаясь пробиться к площади Маккормик, где как раз и заседали лидеры стран НАТО. Полиция совершила несколько арестов, однако, адвокаты арестованных утверждают, что эти арестованные по сути дела подсадные утки, которые были задействованы, чтобы оправдать репрессивные меры против демонстрантов. Согласно данным полиции, определенная группа людей хотела совершить нападение на штаб-квартиру избирательной кампании президента Обама и на дом мэра Чикаго Рэма Эмануеля, а также на полицейские участки и финансовые институции.
Наиболее волнующей была церемония, которая произошла недалеко от Маккормик-плейс. Около 40 ветеранов иракской и афганской войн, стоявшие на открытых грузовиках, бросали награды, которые они получили, сражаясь в этих странах. Эта сцена напомнила мне аналогичную церемонию, которая произошла перед зданием Конгресса США, и в которой приняли участие сотни ветеранов Вьетнамской войны. Как видим, история повторяется. Чикаго опять стал ареной битвы антивоенных сил и полиции.
Как известно, президент Обама принял решение провести конференцию глав стран НАТО в Чикаго, потому что этот город считается его родным городом. Там он жил, пока не стал сенатором, а затем президентом США. И в ходе своей пресс-конференции он вовсю расхваливал Чикаго и его мэра и заявлял, что он гордится ими. Он призвал участников конференции заняться интенсивным шопингом в Чикаго. (Приятное с полезным.) Всем участникам конференции Обама преподнес небольшой сувенир — миниатюрную реплику так называемого «Боба». Так называется скульптура, которая стоит в Чикагском Миллениум-парке и называется «Туманными воротами». По-видимому, и конференция НАТО тоже «Туманные ворота» в будущее афганского урегулирования. Так что не исключено, что участники конференции НАТО могут остаться на бобах.
Воспользовавшись пресс-конференцией, президент Обама извинился перед жителями города Чикаго за то, что присутствие в городе значительного количества мировых лидеров вызвало заторы на улицах города. Он сказал, что он сам для того, чтобы не перегружать дополнительно движение городского транспорта, поселился не у себя дома, а в отеле, который был расположен вблизи того места, где проходили натовские бдения. (Весьма целесообразная инициатива! Было бы недурно, если бы её переняли и наши руководители государства.)
И, наконец, последнее. Когда Обаму спросили о многотысячной демонстрации против войны и против экономических трудностей, то он ответил: «Это как раз является частью того, что защищает НАТО». То есть, свобода слова, свобода шествий и свобода собраний. Сказано красиво, но, к сожалению, действия чикагской полиции\, как и в 1968 году, показали, что НАТО защищает нечто другое.