Тише, ораторы, ваше слово, товарищ маузер! То есть, господин избиратель. Голосование на президентских выборах в Соединенных Штатах Америки началось 6 ноября, как только стрелки часов переползли через полночь.
Первым по традиции, сложившейся с 1960 года, проголосовал городок Диквиль-Нотч на северо-востоке штата Нью-Гэмпшир. Даже уменьшительное слово «городок» применительно к этому местечку звучит грандиозным преувеличением. Дело в том, что его население не превышает дюжины. Зарегистрированных избирателей здесь было десять человек.
Пять из них проголосовали за Барака Обаму, пять — за Митта Ромни. Так что участие в голосовании было стопроцентным, как в Чечне, хотя результаты совсем не чеченские. Городской клерк Дик Эрвин многозначительно заметил, что, судя по результатам голосования в Диквиль-Нотче, стране предстоит «дикая езда», хотя это голосование никогда не считалось национальным барометром.
Вместе с Диквиль-Нотчем голова в голову проголосовал другой нью-тэмпширский «городок» — Хартс Локейшн. Он поступает так с 1996 года. Здесь ничьей не получилось. За Обаму проголосовали 23 человека, за Ромни — десять. Здесь кое-какое знамение несомненно.
Местоположение сердца экс-президента США Клинтона тоже известно. Он отдал свой голос Обаме. Не только в переносном, но и в прямом смысле слова. Он столько навыступался в поддержку своего демократического коллеги, что сорвал себе голос. Выступая поздно ночью в городке Бристоу, штат Вирджиния, Клинтон сквозь хрипоту пошутил: «Как вы видите, я отдал свой голос на службу моему президенту. Призываю и вас поступить также». Пытаясь вернуть себе боеспособность, Клинтон полоскал горло, пил крепкий чай с медом и принимал таблетки от кашля. Но все это мало помогало. «Большой да», как прозвали Клинтона, тем не менее продолжал лаять «за Обаму». А ведь ему уже 66 лет. Он уже не «мальчик резвый, кудрявый, влюбленный», и за плечами, вернее на груди у него, шунтирование. Тем не менее он был неутомим. Митта Ромни Клинтон называет «человеком-змеей» из труппы знаменитого цирка «Du Soleil». (За его постоянные политические извивы). Не забывает «Большой дог» и о своей конуре. Восхваляя президента Обаму, он неизменно присовокупляет: «А какой у него блестящий госсекретарь!» Госсекретарь, это, конечно, его жена Хиллари Клинтон. Билл спит и видит ее президентом страны в 2016 году, хотя сама Хиллари пока-что отнекивается.
Впрочем, до выборов 2016 года еще далеко. Сейчас прошли выборы 2012 года. Попытаюсь ответить на вопросы читателей: почему выборы в США проходят в ноябре и во вторник. Общий ответ: погода, урожай, молитвы. В прежние времена на выборы граждане отправлялись верхом. В воскресенье они молились в церкви; в понедельник ехали на лошадях; во вторник голосовали; в среду был рыночный день. Теперь почему ноябрь? Он удобный месяц между сбором урожая и наступлением крутой зимы. Но ведь сейчас путешествуют не на лощадях, а на лошадиных силах? Правильно. Так почему не перенести выборы на конец недели? Тогда и голосующих станет больше. (В США голосуют, примерно 65% избирателей)...
Но вернемся в 2012 год. На выборах этого года 50 процентов Америки поделены на две неравные категории. 42 штата оставались по-прежнему просто штатами. Остальные 8 именовались «полем битвы». Именно на этих восьми полях сражений решался вопрос, кто станет президентом страны. В ходе президентской кампании 1960 года конкуренты Никсон и Кеннеди посетили почти все штаты: Никсон — 50 штатов, Кеннеди — 48. В этом году Обама и Ромни не вылезали из всего 10 штатов, а в этих штатах — из судьбоносных графств. Все остальное было поделено историей. Западное и восточное побережья — демократическая вотчина, срединная Америка — республиканская.
Как выглядели 8 «полей битвы» ко дню выборов?
Огайо (18 голосов выборщиков): Обама — 50 процентов, Ромни — 47 процентов.
Флорида (29 голосов выборщиков): Ромни — 48 процентов, Обама — 47 процентов.
Вирджиния (13 голосов выборщиков): Обама — 48 процентов, Ромни — 47 процентов.
Айова: Обама — 48 процентов, Ромни — 47 процентов.
Нью-Гэмпшир, прозванный «гранитным штатом»: Обама — 50 процентов, Ромни — 38 процентов.
Колорадо: ничья.
Невада: некоторое преимущество у Ромни.
Висконшн: Обама обходит Ромни на 7 пунктов.
Вот почему эти штаты называют не только «полями битвы», но и штатами, где все решается подбрасыванием монеты («Toss up states»).
Орел или решка?..
Я не знаю, знаком ли Митт Ромни с оперой Бородина «Князь Игорь». Если знаком, то наверное, проснувшись утром 6 ноября, он напевал его арию «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Во-первых, он спал всего два часа в своем поместье Бельмонт в штате Массачусетс. После легкого завтрака он отправился кочевать по штатам «Ржавого пояса» Америки. Он посетил города Кливленд и Питтебург, а затем отправился в штат Огайо, где он буквально спал и ночевал всю последнюю неделю. Затем Ромни совершил бросок в Вирджинию. Города Фенвик Колумбус, Мотестер (Нью-Тэмпшир) мелькали перед его глазами в музыкальном сопровождении барда Кид Рокка, впрочем, не только музыкальном, но и натуральном. Затем Ромни снова вернулся в Бельмонт. Агитировать в день выборов американские законы не запрещают. Но к этому приему кандидаты редко прибегают. Он считается признаком слабости и неуверенности. Так был расценен и блиц Ромни 5 ноября, мол, перед смертью не надышишься.
Обама весь день 6 ноября провел в своем старом родном Чикаго.
В семь часов вечера закончилось голосование в шести штатах, в 7.30 еще в трех. Но в первом конверте была интересна только Вирджиния, во втором — Огайо. Как и ожидалось, Ромни выиграл в штате Кентукки (8 голосов выборщиков), и Обама в Вермонте (3 голоса).
Уже первые показатели выборов дают картину того, насколько Америка, «едина под Богом». Посудите сами. Среди избирателей, посещающих церковь еженедельно, Ромни имеет перевес: 61% против 37 Обамы. Среди не посещающих: Обама — 62%, Ромни — 34. Среди матерей: Обама — 55%, Ромни — 45. Среди отцов: 54% — Ромни, 43 — Обама. Среди деревенских жителей: Ромни — 60%, Обама — 38. Среди горожан: Обама — 61%, Ромни — 38. Среди демократов: Обама — 92%, Ромни — 7. Среди республиканцев: Ромни — 94%, Обама — 6. Среди консерваторов: Ромни — 84, Обама — 15.... Вот и судите об Америке, «единой под Богом».
Впрочем, об этом можно судить и по небоскребу Эмпайр-стейт билдинг в Нью-Йорке. По соглашению с телеканалом Си Эн Эн, администрация небоскреба подготовила такое «наглядное пособие»: два шпиля должны были подниматься красным (республиканским) и синим (демократическим) столбиками в соответствии с продвижениями кандидатов. Почему такое распределение цветов? Это дело рук американских СМИ. Логика цветового различия двойная — патриотическая и техническая. Патриотическая состоит в том, что и красный, и синий — цвета американского флага. Техническая — эти цвета обладают наиболее четкой инфографикой. Они почти-что крайние в цветовом спектре. До 2000 года цвета иногда меняли свою «партийную принадлежность». Например, в 1980 году Рейган был синим, а Картер — красным. Выборы 2000 года Буш-Гор оказались настолько запутанными, что было решено цветами больше не манипулировать. Поэтому толпы, набившиеся на Таимс-сквер в Нью-Йорке безошибочно реагируют на успехи своих партий, следя за ходом выборов по цветному барометру Эмпаир-стеит билдинг.
В 8 часов вечера закончилось голосование в еще 16 штатах, располагающих 172 голосами выборщиков. К этому часу штаты проголосовали так: Индиана, Южная Каролина, Джорджия, Оклахома, Кентукки за Ромни. Вермонт, Деловер, Мериленд, Массачусетс, Мэн, округ Колумбия, Коннектикут. Голоса выборщиков распределились следующим образом: Обама — 64, Ромни — 40. Но все эти штаты проголосовали согласно предсказаниям и никаких сюрпризов не преподнесли. В штатах — «полях битв» продолжается ожесточенная рубка. Но именно в них решается судьба выборов, то есть президентства.
В 9 вечера закончилось голосование в еще 14 штатах, располагающих 156 голосами выборщиков. К этому времени Ромни обеспечил себе 153 голоса, а Обама — 123. Выяснилось, что палата представителей останется как и прежде республиканской, и Бенер по-прежнему будет ее спикером. На «полях битв» продолжались бои буквально за каждого голосующего. В особенности во Флориде. Пенсильвания, которую Ромни посетил «на всякий случай» в день выборов, тем не менее отошла к Обаме. Сказалась дисциплина афро-азиатских избирателей. В штате Миннесота, где находится коррпункт «МК», наблюдалось нервозное равновесие. Я то и дело подходил открывать двери и то и дело снимал телефонную трубку. Зовут, рвут на части — кто за Обаму, кто за Ромни. Отвечаю, что у меня только «зеленая карта», которая не дает права голоса.
Главные «вулканы» реакции на ход голосования это Таймс-сквер в Нью-Йорке, Лас-Вегас-стрит в Лас-Вегасе, Гранд-парк в Лос-Анджелесе и Торговая площадь в Бостоне. Атмосфера празднично-наэлектризованная как под Новый год. Потеряв палату представителей демократы отстояли сенат.
В десять часов вечера закончилось голосование в еще четырех штатах. Беспощадная статистика стала набирать необратимые обороты. Буквально несколько минут назад Ромни лидировал по количеству голосов выборщиков: 158 — 147. И вдруг обвал. Обама обошел Ромни и вышел вперед: 256 — 204. Для достижения заветной цифры 270 ему было достаточно победить в любом из оставшихся штатов. Им стал штат Огайо с его 18 голосами. 256+18=274!
Игра была сделана в момент истины... В 11 часов 18 минут ведущий Си Эн Эн Вулф Блитцер взволнованно провозгласил, что Барак Обама стал президентом США на второй срок. Синим светом вспыхнула верхушка Эмпайр-стейт билдинг. И от Нью-Йорка до Чикаго начался пандемониум победителей. Выборы еще продолжались. Но это уже было делом техники...
Впрочем, и техника оказалась на стороне Обамы. Если штат Огайо был последним гвоздем вколоченным демократами в гроб Ромни, то за ним последовали другие «гвозди», включая штат Миннесота, который на финише оправдал свою прогрессивную репутацию. Если в национальном масштабе перевес Обамы и не столь уж велик, то по голосам выборщиков он был подавляющим.
Дальше развернулась традиционная церемония признания поражения проигравшим и выступление победителя. Как говорят все обозреватели, речь Ромни признавшего свое поражение была «классной». Это означает в переводе на общедоступный язык хорошую мину при плохой игре. Ромни начал свое выступление с того, что пожелал успеха президенту Обаме и первой леди Мишель. Он призвал к сотрудничеству обеих партий на благо страны. Но каково было бедному Ромни расписываться в поражении в присутствии жены, 5 сыновей и 18 внуков?!
Как сообщают из хорошо осведомленных кругов, в тот момент, когда Ромни позвонил Обаме и поздравил его с победой, в комнате находились лишь Обама, его жена и два главных советника. Незамедлительно после звонка Ромни Обама позвонил и как вы думаете кому? Конечно же, «большому догу» Биллу Клинтону. Он поблагодарил Клинтона за все то, что тот сделал для переизбрания Обамы президентом. В связи с этим уже пошли слухи об «альянсе» Обама-Клинтон. Что подразумевает возможность выдвижения супруги Клинтона Хиллари кандидатом в президенты от демократической партии в 2016 году.
Сейчас конечно, еще рано давать исчерпывающий анализ выборов — почему победил Обама и в чем причины поражения Ромни? Разумеется, обозреватели уже делают определенные выводы. Так например, поражение Ромни объясняется тем, что он не был слишком консервативным, что он не вел борьбу с Обамой с открытым забралом. Что касается победы Обамы, то ее приписывают в первую очередь тому, что за него голосовали наиболее прогрессивные и наиболее продвинутые слои общества — образованная часть населения, а также национальные меньшинства афроамериканцы и латинос. Согласно истории президентских выборов, ни один президент не переизбирался, если у него на руках была безработица в рамках 8%. Именно эти 8% висели на Обаме, когда он начал президентскую кампанию. Но с тех пор экономика стала выпрямляться, хотя и очень медленно. Тоже самое касается и безработицы. Однако сама эта динамика безусловно помогла Обаме победить на выборах.
Разумеется, определенную роль сыграли и фигуры самих соперников. Недаром почти все опросы общественного мнения давали преимущество Обаме по «симпатичности». Что касается Ромни, то он был более отстранен от средних классов Америки и так и не смог отмыться от клички «капиталист».
Обама победил. Но ситуация, сложившаяся в правящих кругах США пока что неизменна. Дело в том, что в палате представителей по-прежнему большинство будет принадлежать республиканцам. Таким образом, возникает опасность негативного равновесия, которое по сути дела заморозило все четыре года президентства Обамы. Конечно, уже ведутся разговоры о том, что на промежуточных выборах 2014 года демократы смогут отбить у республиканцев Капитолий. Но потеря двух лет — это непозволительная роскошь для США, все еще находящихся в тисках последствий экономического и финансового кризиса.
Когда я передавал эти строки, в Чикаго президент Обама выступал с победной речью, которая одновременно является его первой наметкой на 4 года. Энтузиазм толпы электризует. По сравнению с ним то, что происходило в Бостоне, где выступал Ромни, это, как говорится, небо и земля. Но, к сожалению, для страны, включая победителей президентских выборов, дела надо делать не в небе, а на земле.