Эрдоган призывает вернуть смертную казнь

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган в разговоре с журналистами, состоявшемся в субботу в самолете по пути из Брунея в Анкару, заявил, что Турция может обсудить возврат к практике смертной казни за терроризм и убийства.

«Обсуждение этого (возвращения смертной казни) возможно, но не для политических преступлений, а для преступлений, связанных с терроризмом и убийством людей», — сказал премьер.

Турция отказалась от практики смертной казни в 1984 году. В 2002 году была отменена смертная казнь в мирное время в рамках пакета реформ, направленных на подготовку страны к членству в ЕС, а в 2004 году Турция отменила казнь и в военное время. Смертная казнь была заменена пожизненным заключением без права помилования.

На вопрос о том, сможет ли повторное введение смертной казни повредить вступлению Турции в Европейский союз, премьер ответил следующим образом: «Международное сообщество состоит не только из ЕС. Смертная казнь существует, например, в США, Китае, России и Японии». Премьер также выразил свое недоумение тем, что норвежский суд приговорил Андерса Брейвика всего к 21 году заключения за бойню, жертвами которой стали 77 человек.

Эрдоган подвергал критике решение суда в отношении Брейвика и ранее. Во время своей речи на Демократическом форуме в Бали на прошлой неделе он сказал следующее: «Я спросил, как человеку, убившему 77 человек, могли дать 21 год. Мне сказали, что он не сможет освободиться и чиновники найдут повод дать ему еще 21 год». Эрдоган добавил, что он не верит этому и что «мы должны что-то с этим делать». Премьер-министр заявил, что смертная казнь иногда оправдана.

Эти слова Эрдогана недельной давности всплыли в связи с требованиями выпустить на свободу лидера террористической организации «Рабочая партия Курдистана»(РПК) Абдуллаха Оджалана, которые были озвучены представителями Партии мира и демократии(ПМД).

Несколько депутатов ПМД наряду с сотнями заключенных, поддерживающих РПК, продолжают голодовку, требуя улучшения условий содержания Абдуллаха Оджалана. Среди прочего они также добиваются возможности защищаться в судах на родном языке и права получать образование на курдском. Заявления премьера о возможном возвращении смертной казни было встречено с энтузиазмом Партией Великого Единства (ПВЕ). Глава ПВЕ Мустафа Дестеджи в своем интервью в воскресенье поддержал возврат смертной казни для насильников и террористов РПК: «Мы хотим, чтобы смертная казнь была вновь введена для террористов РПК, а также для людей, которые похищают детей, насилуют и убивают их».