Турецкие военные проводят масштабную реструктуризацию, надеясь на повышение эффективности борьбы с терроризмом и противостояния угрозам XXI века, таким как асимметричные и информационные войны или проблемы обеспечения энергетической безопасности.
После того как на прошлой неделе Абдуллах Гюль заявил, что турецкие вооруженные силы начали реструктуризацию, внимание общественности сосредоточилось на работе Генерального штаба. Гюль говорил о наземной операции против террористической Рабочей Партии Курдистана (РПК) в северном Ираке. «Турецкие вооруженные силы проводят реструктуризацию в борьбе с терроризмом. Мы имеем право принять любые требующиеся военные меры предосторожности. Мы не претендуем на территорию какой-либо страны, но если мы становимся мишенью террористов, которые приходят с территории другой страны, и если эта страна неспособна остановить их нападения, тогда мы имеем право принять необходимые меры», — сказал он.
С помощью проводимых преобразований военные в большей степени пытаются усилить свои позиции в борьбе с «внешними угрозами», по сравнению с тем, что в турецких вооруженных силах называют «внутренней угрозой» — понятием, которое долгие военные годы использовалось для обозначения опасности, исходящей от религиозного консерватизма. Согласно новой концепции военных, турецкие вооруженные силы сосредоточатся на угрозах, которые исходят из источников, находящихся за пределами страны, и прекратят говорить о внутренней угрозе.
Реструктуризацией турецких вооруженных сил руководит глава Генерального штаба генерал Недждет Озель.
Из военных источников стало известно, что Озель стремится модернизировать армию в плане технологий и экономики. По плану военного командования, цепь командования станет более динамичной и функциональной. Военные командиры, которые отвечают за антитеррористические операции, должны будут руководить операциями на месте, а не из Генерального штаба. На время проведения военных операций они будут наделены большими, чем обычно, полномочиями. Например, они не должны будут докладывать в Генеральный штаб о каждом шаге, который планируют предпринять во время операции. Существующий принцип, по которому Генеральный штаб должен давать разрешение на все действия во время операции, приводит к потере времени и неизбежному провалу операций.
Вдобавок к этому Генеральный штаб планирует постепенно уменьшить количество личного состава вооруженных сил. Однако уменьшение численности не означает, что армия лишится своей мощи. У Турции самая большая после США армия из всех стран НАТО. Численность турецких военнослужащих составляет примерно 800 000 человек. С той структурой, которая присутствует у турецких вооруженных сил на настоящий момент, турецкая армия сильно отстает от других стран-членов НАТО. Все они уже провели реструктуризацию своих армий, превратив их в меньшие по численности, но более мобильные институты, которые способны эффективно реагировать на современные угрозы.
После проведения реформ Генеральный штаб надеется на выделение большего количества средств на модернизацию и развитие проектов создания оружия. Турецкие вооруженные силы будут в основном сотрудничать с проектами создания беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), танков, подводных лодок, вертолетов, эсминцев и военных самолетов собственного производства. В 2011 году правительство выделило на оборону 17 миллиардов турецких лир, около 12 из которых было потрачено на зарплату военным, топливо, транспортировку, питание и размещение солдат. На проекты модернизации турецких вооруженных сил из бюджета, рассчитанного на оборону, было выделено всего 3,5 миллиарда лир.
В Генеральном штабе считают, что крупная реорганизация поможет победить в борьбе с терроризмом. Турция пытается решить проблему нападений Рабочей партии Курдистана уже 30 лет и до сих пор не может истребить террористов. В столкновениях между военными и террористами РПК на данный момент было убито более 40 000 человек, включая мирных жителей и военных. Сейчас военные проводят наземную операцию в северном Ираке с целью выявить убежища РПК. На прошлой неделе турецкие солдаты пересекли турецко-иракскую границу и прошли пять километров вглубь территории северного Ирака с тем, чтобы провести операцию против террористов РПК. После завершения операции солдаты вернулись на территорию Турции. Генеральный штаб не опубликовал в отношении операции никакого официального заявления, однако новостные источники сообщают, что было уничтожено по меньшей мере 50 боевиков РПК.
Генеральный штаб также планирует позволить военным шире использовать новые технологии, чтобы более эффективно бороться с терроризмом. В рамках этого плана Генеральный штаб принял решение о закупке у других стран технического оборудования, которое должно помочь в борьбе против РПК. Пунктом номер один в списках такого оборудования являются БПЛА. Сегодня у Турции всего 13 таких аппаратов, однако три из них планируется вернуть Израилю, поскольку они некоторое время не работают, а израильские чиновники отказываются обеспечить техническую поддержку.