На встрече с журналистами в конце прошлой недели премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заметил, что ещё рано говорить об исчезновении так называемого «глубинного государства».
«Мы не можем говорить ни об одной стране мира, где подобные структуры были бы с легкостью искоренены. Я имею в виду в том числе США и Россию», — добавил он.
В ходе встречи Эрдоган прокомментировал свое высказывание о том, что «разделение властей становится препятствием на нашем пути». По его словам, он выступает не против принципа разделения властей, а против того, чтобы законодательная, исполнительная и судебная ветви власти вторгались в сферы действия друг друга.
Эрдоган заявил, что является лидером партии, которая выступает наиболее активным защитником принципа разделения властей в Турции. «И пусть никто не пытается вывернуть это шиворот-навыворот. Мы выразили те проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться. Законодательная власть не может вмешиваться в сферу деятельности исполнительной власти и наоборот. Сфера деятельности каждой из ветвей власти хорошо известна, однако в истории нашей страны бывали времена, когда судебная власть вмешивалась то в сферу законодательной, то в сферу исполнительной власти», — отметил он.
Турецкий премьер напомнил слова президента страны Абдуллаха Гюля: «Разделение властей является базовым принципом демократии» и добавил: «Мы с президентом одного мнения, я ничего иного и не говорил».
В своем интервью Эрдоган также негативно оценил слова своего заместителя Бюлента Арыча «Эх, был бы и я там, я бы тоже поднялся в горы», сказанные им в контексте ситуации с депутатом от Партии мира и демократии (ПМД) Гюльтан Кышанак. «Нельзя исправить ошибку другой ошибкой. Нельзя смыть кровь кровью. Я не могу встречаться с теми, кто обнимается с террористами, и тем самым заставлять плакать матерей наших павших солдат. Я не могу совершить историческую ошибку в расчете на то, что буду кому-то из них симпатичен. Такой подход (подниматься в горы к террористам) не имеет ничего общего с нашими ценностями», — заявил Эрдоган.
Премьер-министр сделал заявления в связи с приближающейся годовщиной трагедии в Улудере. Эрдоган выступил с критикой по поводу употребления формулировки «убийство гражданских лиц» в отношении этих трагических событий, повлекших гибель 34 сельских жителей, и пообещал, что принесет извинения, если того потребует решение суда.
Решение высшего совета не может служить прецедентом для «Эргенекона»
Эрдоган также прокомментировал оправдательный приговор конституционного суда по делу о коррупции, вынесенный в связи с некорректностью доказательств. По словам Эрдогана, его юристы сходятся во мнении о том, что этот случай не может служить прецедентом для разбирательств по делу «Эргенекона».
Явление «глубинного государства» ещё не исчезло до конца
Премьер-министр Эрдоган заметил, что ещё рано говорить об исчезновении структуры так называемого «глубинного государства». В то же время он отметил, что удалось оказать воздействие на эти структуры и лишить их влияния. «Важно то, могут ли они наносить серьёзные удары, причинять ущерб. В прошлом это случалось. Но благодаря нашему влиянию мы сумели свести этот вред к минимуму», — сказал он.
Эрдоган также впервые коснулся спорного вопроса о том, был ли отравлен покойный президент Турции Тургут Озал. «Я сильно обеспокоен этой проблемой. Я пообщался с госпожой Семрой Озал и с их сыном господином Ахметом. Чтобы развеять туман, существующий в головах некоторых граждан, наш президент Абдуллах Гюль дал поручение Государственному контролирующему совету. Это принесло определенные результаты. Однако в настоящее время даже судебно-медицинская комиссия не может огласить окончательный результат экспертизы.
«Лучше отравлюсь я, чем моя жена»
Эрдогану задали вопрос о том, принимает ли он меры для того, чтобы самому не быть отравленным. «Многие мировые лидеры пережили это, многим ещё предстоит пережить», — ответил он. Тогда у премьер-министра спросили, случалось ли что-либо подобное с ним самим. «Некоторые говорят, что было, некоторые — что нет», — ответил он. Ему задали ещё один вопрос с подвохом: «Свою еду вы сначала даёте попробовать госпоже Эмине?» На это Эрдоган дал следующий ответ: «Лучше пусть отравлюсь я, чем моя жена. Куда это годится? Если она умрёт первой, кто же будет смотреть за мной? Для дома мы отбираем прислугу, которой можно доверять, а в официальной резиденции следим за тем, что мы едим».
Эрдоган ответил на критику в связи с жесткими действиями полиции
Эрдоган так прокомментировал действия полиции в отношении студентов Ближневосточного технического университета, устроивших акцию протеста накануне церемонии запуска спутника «Гёктурк-2»: «Я не понял руководство этого университета. Они не искренни. Я спрашиваю у них ради Бога, может ли студент университета бросить камень в место, где проходит такое мероприятие? Что вы за администрация университета, что вы за научные сотрудники? И ещё они совершенно не стесняясь говорят, что хотят университет без полиции и без охраны и поэтому не посещают занятия. Ну не посещаешь и не посещай. Вот таких студентов вырастили эти научные сотрудники». Тот факт, что президент Абдуллах Гюль не был приглашен на церемонию, посвященную запуску спутника, премьер-министр объяснил так: «Приглашение никоим образом не зависело от нас, а только от Совета по научно-техническим исследованиям (TÜBİTAK). Было бы правильнее, если бы они связались с нашим президентом и пригласили его».
«Прослушка не прекращается, прослушивают и меня в том числе»
Премьер-министр сделал громкие заявления по поводу незаконной прослушки и сбора информации: «Некоторые государственные структуры имеют значительные нехорошие привычки. Вы не можете избавиться от них. В том числе от прослушки. Ошибочно было бы говорить, что нам удалось это искоренить. Продолжают прослушивать и меня в том числе. Наши друзья выяснили это, проводя осмотр помещений. В новинку ли это? Нет. Это старая история. Прослушка стоит даже в моём кабинете, который расположен внизу моего дома. Государство пропитано всем этим».
«Глава Генштаба Ирана говорит глупости»
Реджеп Тайип Эрдоган выступил с критикой заявлений главы иранского Генерального штаба, который считает, что «размещение комплексов «Пэтриот» вызовет третью мировую войну». «Он говорит глупости. Это совершенно излишне. Во-первых, от чьего имени говорит глава Генштаба? Мы сами примем решение. Согласно уставу НАТО, «защита территорий государств — членов альянса — компетенция НАТО». Установки «Пэтриот» будут размещены в Адане, Газиантепе и Кахраманмараше».