Президент подписал антитабачный закон

Эпопею с принятием закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» можно считать завершенной.

В понедельник, 25 февраля, президент Владимир Путин поставил свою подпись под этим документом, тем самым указав 43 миллионам граждан России, где и когда им будет разрешено покупать и курить сигареты, а также другие табачные изделия. Новый закон напрямую коснется и производителей, реклама продукции которых, а также проведение ими спонсорских мероприятий в ближайшее время окажутся нелегальными.

Вступать в силу обновленное антитабачное законодательство будет несколькими шагами. Первый этап — с 1 июля 2013 года вся реклама табачной продукции пропадет из печатной продукции, Интернета и других носителей. Также будут запрещены стимулирующие акции и спонсорские мероприятия для табачных компаний. Кроме того, будут введены первые запреты на курение в общественных местах. Нельзя будет курить на заправках, в лифтах и на лестничных клетках многоквартирных домов, а также в самолетах, пригородных электричках (в том числе и на платформах), на территориях станций метро, вокзалов, аэропортов и морских портов. Запрещается курение и на рабочих местах, но за собственником помещения остается право на оборудование специальных курилок.

Далее. С 1 января 2014 года будет введена минимальная розничная цена на табачную продукцию, которая составит 75% от максимальной розничной цены (с этой суммы собирается табачный акциз). То есть все материальные отношения между производителями, поставщиками и продавцами будут укладываться в этот 25-процентный коридор.

И уже с 1 июня 2014 года реализация табака будет запрещена в киосках и ларьках. Другими словами, купить сигареты будет можно только в точках с торговым залом. Но сделать это будет не так уж и просто — вся табачная продукция будет убрана с глаз покупателей. Ориентироваться придется на специальный прейскурант, что будет храниться у кассира. С этой же даты будет введен запрет на продажу и курение в заведениях общественного питания, а также в гостиницах, в поездах дальнего следования и на пассажирских судах дальнего плавания. В плане реализации поблажка здесь предусмотрена только для магазинов duty free.

Помимо всего прочего антитабачный закон ставит крест на рынке электронных сигарет и «других изделий, имитирующих табачные». Другое дело, что такого рынка в России фактически не существует — сегодня он представлен несколькими игроками, вроде Pons и iLike, наладивших серый импорт комплектующих из Китая. Что интересно, прокомментировать ситуацию с губительным для их бизнеса запретом оказалась не в состоянии ни одна, ни вторая компания. Однако представители международных табачных компаний, в чьих активах уже числятся линии производства электронных сигарет, ранее не скрывали своих планов выйти на столь перспективный рынок, как Россия. По данным Euromonitor, некурительные табачные изделия, включая электронные сигареты, составляли 2% от стоимости всего мирового табачного рынка, который эксперты оценили в $664 млрд.

Однако остаются большие сомнения касательно исполнения новых антитабачных норм. Предполагается, что отлавливать недобросовестных курильщиков будет полиция (в КоАП были даже внесены предполагаемые суммы штрафов — до 1,5 тысяч рублей). Но на практике это может обернуться созданием очередных коррупционных прецедентов между гражданами и представителями правоохранительных органов.