11 апреля в Госдуме Комитет по обороне проводит парламентские слушания на тему «Возобновление производства «МиГ-31»: реальность и перспективы», в которых примут участие представители Совбеза, Минобороны и даже Администрации Президента.
Казалось бы, почему внимание столь высоких государственных мужей привлек самолет разработки 60—70-х годов прошлого века? Неужели российская конструкторская мысль так оскудела, что спасительной соломинкой для обороноспособности страны может стать лишь разработка почти пятидесятилетней давности? И по силам ли сегодня нашему авиапрому выпускать этот самолет?
«МиГ-31» — лебединая песня советских конструкторов в деле создания истребителей-перехватчиков. По своим характеристикам это действительно уникальная машина, которая обеспечивает ПВО возможность борьбы с носителями стратегических крылатых ракет на удалении до 2500 км на любых высотах. Кроме того, на основе «МиГ-31» разработана система выведения на околоземные орбиты космических аппаратов: ракета-носитель весом до 200 кг могла запускаться с «МиГ-31», летящего на высоте 17 000 м со скоростью 3000 км/ч.
Но в начале 90-х из-за отсутствия средств Минобороны закупки «МиГ-31» прекратило, а в 1993-м было остановлено их производство. Всего было построено чуть более 500 машин. Сегодня в ВВС РФ их осталось порядка 250 (несколько десятков есть еще в ВВС Казахстана).
Уникальные характеристики этой машины (группа из четырех «МиГ-31» способна контролировать воздушное пространство протяженностью в 800—900 км) стали особо актуальны сегодня, в условиях «бесконтактных войн», когда главную опасность представляют воздушно-космические средства нападения с применением крылатых ракет.
«Сейчас решать задачу обороны северного стратегического направления от средств воздушно-космического нападения способен только «МиГ-31», — считает депутат Госдумы, член комитета по обороне Вячеслав Тетёкин. — Поэтому для прикрытия севера нашей страны существует жизненная необходимость в этой машине».
Но тогда возникает вопрос: почему эту задачу должен решать «МиГ-31» — самолет 4-го поколения, разработки прошлого века, а не «ПАК ФА», который считают самолетом 5-го поколения и разработка которого многие годы имеет приоритетное госфинансирование? На этот вопрос «МК» ответил бывший начальник вооружения ВС генерал-полковник Анатолий Ситнов:
— Да, по конструкции «МиГ-31» считается самолетом 4-го поколения, но по «мозгам» — информационному обеспечению, 300-километровому локатору, другим характеристикам — он соответствует 5-му поколению. «МиГ-31» — основа борьбы с теми аппаратами, которые способны нести крылатые ракеты с самыми разными боезарядами, в том числе через Северный полюс. В решении этой задачи «МиГ-31» многократно лучше «ПАК ФА», который предназначен в основном для завоевания господства в воздухе во фронтовой зоне. «МиГ-31» как был, так и остается ключевой единицей нашей противоракетной и противосамолетной обороны. К тому же он имеет систему управления и распределения целей, которая в сегодняшнем варианте может одновременно обстреливать 6 целей, отслеживать 24 и перераспределять их как координатор. Более того, «МиГ-31» является базовой системой запуска ракет для борьбы с объектами в ближнем космосе. Он может запускать и назкоорбитальные спутники. Конечно, сегодня нашей промышленности будет непросто вернуть «МиГ-31»: придется решать вопрос восстановления производства двигателя «Д-30Ф-6», которое в угоду Pratt&Whitney практически развалено, надо заново учиться строить корпуса из титана. Но эта работа совершенно необходима.