Президент встретился с участниками дискуссионного клуба

Нынешний «Валдай» сами его участники сочли самым откровенным и открытым.

Наиболее волнующее заявление сделал Владимир Путин на юбилейном заседании 19 сентября, сообщил, что не исключает для себя возможности вновь баллотироваться на президентский пост. Зато российская оппозиция вряд ли может теперь упрекать его в том, что он с ней не разговаривает – он общался с заметными оппозиционерами и на заседании и в неформальной обстановке.

Путин, которого три часа «интервьюировали» участники дискуссионного клуба, сам решил задать под конец вопросы приглашенным. Он поинтересовался у бывшего французского премьера Франсуа Фийона, которого ранее в тот же день назвал своим другом, будет ли тот претендовать на пост президента Франции. «Я не стал бы отвечать на этот вопрос, потому что вы на него не ответили», - замялся Фийон. Ранее в ходе дискуссии об этом Путина спрашивал политолог Николай Злобин.

  • А если я отвечу, вы ответите? - подначивал Путин Фийона.

  • Посмотрим, - ответил осторожный француз.

  • Я не исключаю, - просто заявил Путин.

  • Я тоже, - опешил Фийон.

В кулуарах «Валдая» Путин, правда, заметил, что о планах говорить пока рано, так как на дворе только 2013 год. Впрочем, политолог Николай Злобин и не сомневался, что для президента это «безопасный ответ» - до выборов далеко. «Вот для француза, из которого он этот ответ вытащил, представляете сейчас заголовки во Франции – «Фийон объявил о своих президентских амбициях под давлением российского президента»? Я не знаю, крест ли это на карьере или, наоборот, поможет драйву, но я такого, честно говоря, не видел в мировой политике».

Путин и оппозиция

Накануне встречи глава кремлевской администрации Сергей Иванов на «Валдае» разделил оппозицию на две части: ту, «которая признает законы и, если хотите, правила игры» (с ней диалог «не только возможен, но нужен и приветствуется») и ту, которая «не признает законы» (с ней «говорить, мягко говоря, трудно»). Видимо, Геннадия Гудкова, Илью Пономарева, Евгения Ройзмана и Владимира Рыжкова сочли пригодными к диалогу: всех их позвали на заседание с Путиным. Ксения Собчак, правда, в списках участников не значилась, но, говорят, ее пригласил президент лично.

Путин еще во вступительной речи заявил, чего не стоит делать оппозиционерам (правда, не адресуясь напрямую): «Нужно избавиться от привычки слышать только идейных единомышленников, с порога, со злобой, а то и с ненавистью отвергая любую другую точку зрения. Нельзя пинать будущее страны, как футбольный мяч, окунувшись в оголтелый нигилизм, потребительство, критику всего и вся или беспросветный пессимизм». По мнению Путина, либералы должны научиться разговаривать с левыми, а националисты вспомнить, что Россия формировалось как многонациональное государство.

Оппозиционерам на заседании дали возможность высказаться почти всем. Путин давал им слово лично, обращаясь по именам: «Давай, Володя», «Ксюша, пожалуйста». Он даже впервые произнес словосочетание «Алексей Навальный», но уже после дискуссии, в кулуарах «Валдая». Навальный, к слову, не приехал, назвал дискуссионный клуб «300 бездельников». Путин же в зале искал другого Алексея – Кудрина: «Леш, где ты там прячешься?».

«Володя», то есть Владимир Рыжков попросил Путина об амнистии для «узников Болотной». Мол, нет в деле состава той тяжелой статьи, по которой идет дело. «Нельзя призывать к избиению или нанесению телесных повреждений сотрудникам внутренних дел, когда глаз им хотят выколоть, или призывают бить по голове, срывают погоны. Такие проявления нужно пресекать в соответствии с действующим законом, и это должно быть для всех понятно», - отрезал Путин. Сравнив беспорядки на демонстрации на Болотной площади с погромами в Лондоне, он добавил: «Ни у кого не должно быть иллюзий, что подобное поведение возможно». И заметил, что «не нужно шантажировать власть тем, что ей будет приклеено ярмо недемократичности».

Однако после этой отповеди, заявил, что амнистии «не исключает» после того, как будут доведены «до логического юридического завершения» процедуры в отношении заключенных.

Пономарев, тоже упомянул «болотное дело», весьма описательно. «Идет разговор про некоторое меньшинство, которому приходилось не раз стучаться в эти кремлевские ворота и не приходилось чувствовать, что его услышат, - сообщил он. - Один раз, когда оно пришло, оно подралось с охранниками. Было ли там уголовное дело или не было, вы победитель на президентских выборах и можете сделать этот акт милосердия». И добавил, что сам собирается «в эту кремлевскую дверь войти и продемонстрировать, что оппозиция – это не только про поговорить, но и про то, чтобы что-то сделать». Стучаться в «кремлевскую дверь» Пономарев собирается в следующем году через выборы мэра Новосибирска. «Вы сможете продемонстрировать свои лучшие качества. Надеюсь, выборы будут честными», - вежливо кивнул президент.

«Ксюша» - Ксения Собчак спросила у Путина, какими он видит политически активных 30-летних. «У них запросы большие, опыта пока немного. Кто такие были хунвейбины в Китае? Тоже были молодые люди, но мы же не собираемся брать с них пример», - отвечал ВВП. И заметил, что сам «очень ждет» современных и понимающих пути развития страны. «Нужна вот такая думающая часть, не просто разрушители - у нас много уже было разрушителей, у нас одна война за другой, одна революция за другой - нам нужны созидатели», - добавил он.

Политолог Николай Злобин после заседания заявил «МК», насколько его удивила некритичность оппозиции. «Мне казалось, у них нет больше возможности поговорить с Путиным. Складывалось впечатление, что они как-то пытались вписаться в путинский дискурс», - заметил он. Как регулярный участник «Валдая», он счел, что дело в полной открытости беседы и большом количестве приглашенных иностранцев, поскольку на закрытых встречах больше места для критики.

Впрочем, после заседания Путин предложил продолжить общение участникам встречи в менее формальной остановке за бокалом вина. Вместо вина те его окружили плотным кольцом, сквозь которое пробилась в том числе и Ксения Собчак, спросившая, сможет ли Навальный, набравший свыше 27% голосов москвичей, получить доступ к эфиру на федеральных каналах. «Надо на ТВ «Центр», потому что они же принимали участие в выборах мэра столицы, Москвы. На эту целевую аудиторию и надо работать. Нужно заниматься проблемами у себя дома, - отвечал Путин. - А если претендент на должность мэра будет говорить об общих мировых ценностях, то это, конечно, хорошо, но как решить проблемы ЖКХ, как решить проблему с мигрантами в Москве. Вот о чем надо говорить».

Тут сквозь толпу пробилась блондинка с полными губами и вопросом: «Почему вы не разговариваете с оппозицией?». Путин, который к этому моменту успел поговорить, кажется, со всеми, кто не погнушался приехать, удивленно переспросил: «Как вас зовут?» - «Алена». – «Алена, кого вы представляете?» - «Саму себя». Путина вовремя оттеснили другие желающие пообщаться.

Гомосексуализм, как проблема демографии

Еще во вступительном слове президент печалился о том, как западная цивилизация теряет корни. «Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая, - рассуждал он. - Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в бога или веру в сатану. Эксцессы политкорректности доходят до того, что всерьез говорится о регистрации партий, ставящих своей целью пропаганду педофилии. Люди во многих европейских странах стыдятся и боятся говорить о своей религиозной принадлежности. Праздники отменяют даже или называют их как-то по-другому. И эту модель пытаются агрессивно навязывать всем, всему миру».

Более того, по его мнению, «развитые страны» утратили «способность к самовоспроизводству» и даже миграция не спасает.

Правда, «половую тему» он позднее попытался перевести в шутку. «Берлускони судят за то, что он живет с женщинами. Если бы он был бы гомосексуалистом, его бы пальцем никто не тронул», - заявил он. Зал, в котором было немало иностранцев, дружно смеялся.

Как Путин писал американцам

Многие участники «Валдая» перед началом дискуссии обсуждали статью Путина о позиции Москвы по Сирии в «Нью-Йорк Таймс» и «симметричный» ответ сенатора Маккейна на портале «Правда.ру», который был опубликован в день форума. Один из участников был в таком восторге от президентского стиля, что спросил, кто его придумал идею статьи: «Шойгу? Песков?». «Эта идея пришла мне в голову совершенно случайно, - пожал плечами Путин. Я посмотрел, что президент Обама перевел дискуссию о возможности нанесения ударов по Сирии в конгресс и сенат. Влегкую следил за тем, как идет эта дискуссия, и мне захотелось донести до людей, которые должны будут сформулировать свое мнение по этой проблеме, нашу собственную позицию». Далее Путин «одному из» своих помощников и сказал, что «хотел бы опубликовать статью в одной из американских газет, все равно в какой, но только чтобы она была одной из ведущих и дошла до потребителя информации».

Свои мысли он надиктовал помощникам, те принесли оформленный текст, который он несколько раз дополнял и переписывал. К тому моменту, когда статья была уже была готова к отправке в газету, еще один помощник сообщил Путину о планах Обамы выступить перед нацией – «а вдруг он объявит, что никаких ударов не будет, все раздумали - лучше подождать». «Когда начал (речь Обамы – В.П.) читать, понял, что принципиально ничего не изменилось, и не дочитал до конца, - признался Путин. - Потом подумал, что надо до конца посмотреть. Когда дочитал, мне стало ясно, что того, что есть в статье, недостаточно. Как вы понимаете, речь шла об исключительности американской нации. Я тогда взял статью и прямо тут же от руки дописал последний абзац».

Ответ Маккейна на такой монументальный труд, Путин, правда, по его признанию, не читал, однако публикация его в «Правде», по его мнению, только подчеркивает, как сенатор мало знает о современной России. «Я, кстати говоря, приветствовал бы, если бы он приехал на валдайский клуб, поучаствовал бы в дискуссиях, - добавил Путин. - Пожалуйста, он может на всю страну изложить свою точку зрения, подискутировать с равными себе, с политологами, с политиками, с членами Государственной Думы либо Совета Федерации».

…На этом валдайский вечер для Путина не закончился. Он поехал в ресторан МФЦ на территории дома отдыха «Валдай». Взяв в компанию главреда РИА «Новости» Светлану Миронюк, Проди, Фийона и бывшего немецкого министра обороны Фолькера Рюэ. А также «Лешу» Кудрина. Ксения Собчак, которая даже быстренько переоделась для ужина из красного делового костюма, в ресторан не попала…

Валдай.

Виктория Приходько, Московский Комсомолец