В четверг четыре женщины-депутата от правящей Партии справедливости и развития (ПСР) появились на заседании турецкого парламента в традиционных мусульманских платках (хиджабах).
В парламенте ожидалась критика со стороны оппозиционных партий, однако в адрес депутатов в платках не было сделано ни единого критического замечания.
Такой «дресс-код» стал возможным после того, как правительство Турции обнародовало в начале октября пакет демократических реформ. Один из разделов документа отменял запрет на ношение хиджаба в государственных учреждениях, действовавший в стране с начала основания Турецкой Республики.
Все это вызвало бурные обсуждения в турецком обществе. Мнения разошлись. Сторонники нововведений считают, что ношение хиджаба есть проявление свободы вероисповедания и доказательство большей демократизации страны. Противники же говорят о том, что появление в парламенте женщин в платках свидетельствует об исламизации Турции и посягает на светские идеалы республики.
Ранее в октябре, после совершения Хаджа, четыре депутата от ПСР — Севде Баязыт Качар, Гонуль Бекин Шанкулубей, Нуржан Далбудак и Гуляй Саманжи — объявили, что они решили покрывать голову в соответствии со своими религиозными убеждениями. Женщины заявили, что впредь они будут присутствовать на заседаниях Меджлиса в платках, потому что запрет на ношение платков в парламенте был снят.
В течение этой недели спорные и противоречивые высказывания лидера главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) вызвали обеспокоенность в обществе. В своих заявлениях лидер НРП Кемаль Кылычдароглу намекал на то, что партия может помешать депутатам в платках участвовать в заседании парламента, как это было 14 лет тому назад.
В последний раз депутат Мерве Кавакчи появилась в турецком парламенте в хиджабе в 1999 году. Бюлент Эджевит, премьер-министр того периода, негативно отреагировал на действия депутата, заявив, что таким образом Кавакчи пытается бросать вызов государственному строю. «Поставьте эту женщину на место!» — резко выступил тогда Эджевит, обращаясь к делегатам ассамблеи. В то же самое время большинство слуг народа стоя кричали в адрес Кавакчи: «Уходи! Уходи!» Кавакчи ушла вся в слезах. Вскоре её лишили не только депутатского мандата, но и гражданства страны.
Кроме того, после этих действий женщины-депутата её партия, Партия добродетели (ПД), была распущена Конституционным судом страны, а ношение платка Кавакчи в парламенте было доказательством того, что ее партия нарушает устои секуляризма.
В этот раз парламент не проявил негативной реакции в адрес депутатов. После того как началось заседание парламента, заместители председателей из каждой партии в парламенте выступили с заявлениями. Слова заместителя председателя НРП Мухаррема Индже о том, что его младшая сестра носит хиджаб и «все женщины: и те, что в платках, и те, что без платков, мои сестры», получили бурные аплодисменты со стороны рядов, на которых сидели депутаты ПСР.
Однако по словам Индже, дискуссия о депутатах в платках — это не дебаты по вопросам демократии, а некая попытка превратить их в жертву. Также он добавил, что его партия не позволит ПСР заработать на этом очки, на приближающихся выборах в марте 2014 года (в это время в Турции пройдут муниципальные выборы).
Остальные представители парламента также одобрительно высказались по поводу ношения хиджабов в парламенте, назвав это свободой вероисповедания и убеждений.
Выступая от имени правительства, вице-премьер Бюлент Арынч сказал, что он рад тому, что не было ожидаемой напряженности со стороны депутатов в связи с тем, что женщины-депутаты пришли на заседание в платках. Он поздравил членов парламента с тем, что они проявили демократическую зрелость.
«Есть некоторые люди, которые ожидали услышать замечания и увидеть здесь гнев, вы не оправдали их ожидания. Я очень ценю отсутствие этих вещей в парламенте сегодня», — отметил вице-премьер.