Бывший собеседник Махатмы Ганди не сделал исключения даже для наместника Бога на земле.
Владимир Путин снова сделал ЭТО — опоздал на важное протокольное мероприятие. На сей раз не повезло папе римскому Франциску. Известному своим смирением новому главе Римско-католической церкви пришлось ожидать ВВП в течение 50 минут.
И вы знаете что? Я бы на месте папы обиделся на Путина, если бы тот вдруг явился в Ватикан вовремя. Это бы означало, что наш Владимир Владимирович «уважает» Франциска куда меньше прочих мировых лидеров. Ведь к кому только не опаздывал наш президент!
ВВП опаздывал к британской королеве и к королю Швеции. Он опаздывал к канцлерам ФРГ, многочисленным иностранным президентам и премьерам. Неужто папа Франциск хуже всех вышеперечисленных персон? Конечно, нет! Поэтому ему тоже следовало оказать уважение — естественно, в путинском понимании этого слова.
Привычка Владимира Путина всюду опаздывать стала его своеобразной визитной карточкой. Это признает даже сам президент. Некоторое время назад некий вице-премьер имел неосторожность опоздать на важное совещание к ВВП. Все стали с любопытством ждать, как, учитывая собственные привычки, на это отреагирует Путин.
По словам свидетеля этой сцены, ВВП остановил свой взгляд на возмутителе спокойствия и отчеканил: «Весь лимит на опоздания в нашей стране выбран полностью. Выбран мною. Поэтому вас я попрошу впредь больше ко мне не опаздывать!»
Почему Путин вечно опаздывает? Вот мнение на этот счет видного члена президентской свиты: «Перед важными встречами Владимир Владимирович обязательно досконально разбирает вопросы, которые будут на этих встречах обсуждаться. При этом он очень часто лезет перепроверять источники, закапывается и в результате выбивается из графика».
Итак, у опозданий ВВП обычно есть объективные причины? Объективные — возможно. Уважительные — точно нет. Сейчас на дворе не XVIII век, когда из-за «грубого нарушения протокола» между государствами иногда могла начаться война. Но в современном мире безукоризненное соблюдение протокола — это по-прежнему очень важно.
Недавно в Англии были рассекречены официальные документы, которые касались подготовки визита в Лондон французского президента Валери Жискар д'Эстена на стыке 70-х и 80-х годов. Выяснилось, в частности, что недовольство французов вызвала мебель в комнате, где должны были состояться переговоры президента с новым британским премьер-министром Маргарет Тэтчер.
В этой комнате — зале заседаний кабинета министров — все стулья были стандартными. Все, кроме одного — кресла премьер-министра. И французы потребовали: мол, негоже нашему президенту сидеть на простом стуле, в то время как ваш премьер будет восседать в своем особом кресле!
Представляете, как бы отреагировал Жискар д'Эстен, если бы на встречу с ним Путин опоздал, скажем, минут на 45? Конечно, сейчас таких фанатичных ревнителей протокола, как бывший французский президент, среди мировых лидеров вроде бы нет. Но иногда опоздания Путина вызывают в той или иной иностранной стране самую настоящую обиду.
Например, после недавнего визита ВВП в Сеул крупная местная газета «The Korea Times» опубликовала статью с раздраженным заголовком «Мистер Путин, в следующий раз будьте вовремя!» В самом материале говорилось: мол, опоздание лидера РФ к местному президенту на полчаса — показатель его «большого неуважения к Корее». Цитировался даже некий профессор университета, который уверял, что этот эпизод «может негативно повлиять на отношения между двумя странами».
Не собираюсь выступать в роли путинского адвоката. Но «праведный гнев» корейцев мне кажется несколько наигранным. Отношения государств в современном мире зависят главным образом от совпадения или несовпадения их стратегических интересов, а вовсе не от протокольных проколов.
Кроме того, газета «The Korea Times» вряд ли вообще имеет моральное право обвинять кого бы там ни было в «неуважении». «The Korea Times» — это самое издание, которое после последнего террористического акта в московском метро опубликовала две глумливых и циничных карикатуры по поводу этого события. Поэтому чья бы корова мычала....
Но если отбросить эмоции и взаимное указывание пальцем, то у корейцев — и не только у корейцев — есть основания быть недовольными путинскими опозданиями. Другое дело, что это недовольство ничего не изменит. Путин — уже вполне зрелый президент со сложившимися привычками. Вряд ли он вдруг станет «мистером пунктуальность». А раз так, то у папы Франциска нет причин гневаться: он не окажется последним иностранным лидером, кому Путин в такой форме передал «привет от Махатмы Ганди».