Государство абстрагируется от самой скандальной реформы

До конца декабря депутаты Госдумы определят будущее пенсионной системы страны.

Потенциальным пенсионерам придется самостоятельно решать, на кого надеяться: на государство, предлагающее гарантированный минимум дохода по старости, или на частные организации, стабильность которых пока не очевидна.

Для абсолютного большинства трудоспособных россиян реформа пенсионной системы остается чем-то абстрактным и иллюзорным. О самой реформе, по данным Фонда общественного мнения, знают лишь 16% трудящихся. Осведомленная часть населения уверена, что изменение буквы закона связано с повышением возрастного ценза, а о накопительных и страховых возможностях государственного субсидирования слыхом не слыхивала. Вся информация укладывается в простую формулу: состарюсь — буду получать пенсию, считай, буду нищим.

Государственные мужи, уполномоченные сделать заслуженный отдых действительно новым этапом полноценной жизни, говорят, что виноваты будущие пенсионеры. Мол, если живете в условиях рыночной экономики, сами считайте свои деньги, и нечего кивать на государство, когда они заканчиваются.

В принципе, для получения пенсии нужно немного — дожить до 55 (для женщин) или 60 (для мужчин) лет и проработать не меньше 5–15 лет по трудовой книжке. Пятилетний стаж действует в отношении тех, кто хочет уйти на пенсию сейчас. Если выход на пенсию предполагается в 2020 году, потребуется 10 лет, а в 2025-м — 15 лет минимального стажа.

В свою очередь, определение размера пенсионных отчислений требует предметных знаний. Всем необходимо понимать, что этот показатель теперь рассчитывается в баллах. Каждый балл — это индекс, на основе которого калькулируется пенсия. Константами служат размер зарплаты и трудовой стаж. Если зарабатываешь 50 тыс. в месяц — это максимальный порог допустимого заработка, на основе которого рассчитывается пенсия — получи за год 10 баллов. Если вдвое меньше — 5 баллов. На сегодняшний день, чтобы рассчитывать на пенсию в 19 тыс. в месяц, нужно отработать не менее 30 лет, обладая максимально положенным окладом.

На примере конкретного человека это выглядит так. Как заявил недавно Дмитрий Медведев, в случае выхода на пенсию в ближайшее время размер его дохода не превысит как раз 19 тыс. рублей (премьер получает около 200 тыс. в месяц, соответственно, для него количество баллов определяется по максимуму). Покой главе правительства только снится. Уйти на пенсию он рассчитывает в 70 лет. Сейчас Медведев не разменял и «полтинника». Как подсчитал председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, через 20 лет премьер может рассчитывать уже на 70 тыс.

Другой малопонятной стороной пенсионной реформы является вопрос, кому отдавать деньги. Если платить проценты с оклада в страховую часть, государство гарантирует их ежегодную индексацию не ниже инфляции. Правда, чиновники признаются, что на погашение текущих расходов этого резерва катастрофически не хватает. Приходится залезать в карман будущим пенсионерам и за их счет рассчитываться перед нынешними.

Ставка в пользу накопительной части, которую можно будет вновь переводить негосударственным пенсионным фондам, начиная с 2015 года, сродни рулетке — либо доход будет выше, либо останешься ни с чем. Отрадно то, что менять своего пенсионного уполномоченного можно будет, как и раньше, ежегодно. Но с потерей процентов. А с их сохранением — не чаще одного раза в пять лет.

Если закон о реформе пенсионной системы будет принят в заявленные депутатами сроки, у тех, кто не успел распланировать свои доходы после выхода на заслуженный отдых, останется год, чтобы это сделать. Нововведения начнут действовать с 1 января 2015 года.

Однако в любом случае надеяться в этой ситуации стоит только на себя. По мнению заместителя министра труда Андрея Пудова, азам пенсионного законодательства необходимо обучаться сызмальства. Изучив арифметику, школьники сразу же должны суметь посчитать размер государственных субсидий на старость в перспективе на десятки лет вперед. Пудов пообещал похлопотать над изданием соответствующего учебника.