Главный редактор турецкой ежедневной газеты HaberTürk Фатих Алтайлы в понедельник выступил с интервью в прямом эфире на телеканале CNN Turk.
Фатиха Алтайлы обвиняют в том, что в 2013 году он сфальсифицировал результаты соцопроса после разговора с проправительственным чиновником.
В интервью Алтайлы признался, что правительство оказывает огромное давление на турецкие СМИ, которое он рассматривает как угрожающую модель поведения руководства страны, прочно утвердившуюся в Турции.
Пользователь Haramzadeler, что переводится как «сыновья воров», в течение последних нескольких недель выкладывал голосовые записи и документы, в том числе содержащие серьезные заявления о причастности членов правительства к растрате и коррупции.
В четверг вечером в Твиттере появилась запись телефонного разговора между главным редактором и топ-менеджером турецкой газеты. В беседе голос, якобы принадлежащий главному редактору HaberTürk Фатиху Алтайлы, говорит Фатиху Сарачу, заместителю председателя Ciner Media Group, владеющей HaberTürk, что изменит результаты опроса, проведенного маркетинговой исследовательской компанией Konsensus, в пользу правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и прокурдской Партии мира и демократии (ПМД).
Согласно записям другого телефонного разговора, после общения с Алтайлы Сарач позвонил сыну Эрдогана Билалу и обсудил с ним результаты опроса Konsensus. Судя по записи, Сарач сказал Билалу Эрдогану о том, что планирует исправить рейтинг ПСР, ПНД и ПМД в опросе.
Данный опрос, появившийся в турецких СМИ в середине марта 2013 года, был проведен с целью определения, насколько начатые правительством мирные переговоры с террористической Рабочей партией Курдистана (РПК) повлияли на популярность партий в парламенте. Согласно опросу, партию премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана — ПСР — поддерживает 36,8%. Народно-республиканская партия (НРП) получила 17,5% голосов, Партия национального движения (ПНД) — 11,1%, ПМД — 3,6%; 12,3% респондентов заявили, что они затруднились ответить.
За обвинениями в манипулировании опросом разразились жаркие споры о предполагаемом вмешательстве Эрдогана в вещание канала HaberTürk TV. Считается, что премьер-министр поручил Сарачу немедленно удалить одну из новостей. В аудиозаписи, размещенной на YouTube в начале этой недели, Эрдоган дает поручение Сарачу остановить бегущую строку, в которой лидер ПНД Девлет Бахчели призвал президента Абдуллаха Гюля вмешаться и снизить напряженность во время протестов в парке Гези, потрясших страну в начале прошлого лета.
В пятницу Алтайлы опроверг обвинения в подделке результатов опроса. По его словам, результаты опроса Konsensus были опубликованы без каких бы то ни было исправлений. В своей колонке, которую он назвал «Не обращайте внимания на записи — опрос был опубликован таким, каким был», главный редактор утверждает, что запись телефонного разговора была изменена.
«В действительности я выразил обеспокоенность снижением числа голосов за ПМД в опросе, что предположительно могло саботировать мирный процесс между правительством и РПК. Но я сказал, что мы не можем манипулировать результатами опроса, и обсуждал этот вопрос с менеджером Konsensus Муратом Сары. Он заявил, что доверяет полученным данным, и мы [HaberTürk – ред.] опубликовали опрос как есть», — пишет Алтайлы.
В попытке успокоить критиков и защитить себя, Алтайлы присоединился к горячим дебатам на CNN Turk вместе со своим коллегой журналистом Джунейтом Оздемиром. Он заявил, что инцидент не является изолированным, скорее, он отражает более широкую картину сформировавшегося характера отношений между СМИ и правительством. Нет ничего нового в том, что правительство оказывает давление.
Во время интервью с Оздемиром, Алтайлы сказал, что в эпоху ПСР журналистика вступила в новый период и на неизведанную территорию. По его словам, он не единственный редактор, столкнувшийся с прямыми указаниями правительства, определяющими редакционные решения и содержание новостей.
«Почти каждый главный редактор сталкивался с такой ситуацией и такими трудностями. Я до сих пор пытаюсь бороться от имени моих сотрудников и коллег, чтобы защитить хоть самую маленькую толику свободы в издании этой газеты. Я уволюсь, ты уволишься, он уволится, тот уволится — и что тогда будет, пусть СМИ останется в руках «havuzcular»? Пусть СМИ принадлежит им?» — сказал Алтайлы в ответ на неоднократный вопрос Оздемира, почему Алтайлы все еще остается на своем посту после всех этих разоблачений.
Алтайлы задал Оздемиру те же самые вопросы. «Почему ты до сих пор работаешь? Почему ты все не бросил и не ушел?» — спросил Алтайлы.
На что Оздемир ответил, что и он пытается заниматься журналистикой как можно больше, учитывая трудные условия.
В своем признании Алтайлы подтвердил подлинность записей.
«Эти голосовые записи — прямое доказательство того, с чем журналистам приходится сталкиваться»
«Меня не удивляет то, что голосовые записи были выложены в интернете, меня больше удивляет, что выставили только наши разговоры. Все в СМИ знают, и не для кого это не секрет, что все в СМИ сталкивались с такой ситуацией. Уже много лет на повестке дня давление, оказываемое на СМИ. Все говорят об этом давлении. Эта прослушка — самый лучший пример того, как на нас, журналистов, давят. В 2007 году нашу газету конфисковали. В те дни один из советников сказал мне, что я должен поменять заголовок. Я тогда чуть ли не орал о том, что на СМИ оказывают давление. Никто об этом не писал. Только журнал Yeni Harman. В будущем, когда появятся и другие записи разговоров других журналистов с правительством, будет ясно, что не один я такой и что я боролся с этим. Да, давление есть. Главное, что в моей газете это отражено, — сетуя, сказал Алтайлы. — Никто из СМИ не может признаться в том, что до сегодняшнего дня к ним ни разу не поступали угрозы и до сих пор никто не вмешивался в дела. Всегда было вмешательство. Я уже 32 года работаю по этой профессии и знаю, как уже много лет правительство старается «руководить» делами СМИ. Это происходит параллельно с усилением власти правительства. Насколько власть правительства усиливается, настолько оно давит на СМИ. И если сегодня мою газету отчитывают, значит все-таки газета не делает того, что от нее требуют, и поэтому на нее оказывается такое давление. Мы еще до 17 декабря писали о шофере Зарраба, значит мы не склонили наши головы».
Честность ПСР с каждым днем уменьшатся
«Покажите мне хоть одного журналиста в Турции, который доволен своей работой, — продолжил Алтайлы. — А если завтра опубликуют записи других журналистов, из других газет, которые сейчас поддерживают правительство? Если опубликуют то, как на них наезжают, как это будет выглядеть? Единственное, что меня тревожит, так это то, что те телефонные разговоры смонтированы, некоторые места вырезаны. Потому что я не был целью, я всего лишь приманка. Все мои коллеги подтвердят: я не подчиняюсь. Я хотя бы борюсь. Пусть судят меня не по телефонным разговорам, а по моим статьям. Меня никто не имеет права судить, ведь они даже не знают, соблюдал ли я указания или нет. Я до последнего защищал своих коллег, которых выгнали из редакции. Если в действиях ПСР есть правда, хотя она с каждым днем и уменьшается, я об этом напишу, а если есть ошибки, я и об этом напишу. Наша газета два года не была на борту самолета у премьер-министра, и сейчас ее там нет. Раз я такой послушный, почему газеты HaberTürk до сих пор там нет?»
Случай с Алтайлы является наглядным примером ухудшения ситуации в турецких СМИ. Он демонстрирует трудные отношения с правительством, которое хочет закрепить за собой контроль над прессой путем эксплуатации патронажных связей с боссами СМИ, которые боятся потерять прибыльные коммерческие сделки и всеми силами стремятся избежать открытой и честной схватки с правящей партией.