В Твиттере анонимного пользователя Haramzadeler появилась ссылка на очередную запись разговора премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с топ-менеджером медиа-группы Ciner, которой принадлежит новостной канал HaberTurk. Турецкий премьер дает указания вырезать новости о кандидате в мэры Стамбула от главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Мустафе Сарыгюле.
В разговоре Эрдоган сетует на то, что все медиа слишком активно освещают фигуру Сарыгюля, вернувшегося в ряды НРП после долгого отсутствия. Турецкий премьер говорит заместителю председателя Ciner Media Group Фатиху Сарачу, что HaberTürk уделяет Сарыгюлю слишком много внимания, и просит прекратить его «пиарить».
Эрдоган сделал предположение, почему HaberТürk так активно продвигает Сарыгюля. Владелец Ciner Media Group Тургай Джинер женат на дочери Хюсаметтина Озкана, бывшего заместителя председателя Демократической левой партии, являющейся ответвлением НРП. По слухам, Озкан оказывает Сарыгюлю поддержку в его предвыборной кампании.
Также Эрдоган сказал Сарачу, что HaberТürk старается «отполировать» имидж Сарыгюля, чтобы тот за короткий срок достиг верхушки НРП. Сарач не согласился с мнением премьера, но пообещал сделать все возможное, чтобы оппозиционный лидер занимал меньше эфирного времени и места в печатной прессе. Также Сарач сказал Эрдогану, что они стараются обратить внимание общественности и на другого депутата НПР, Гюрселя Текина, который, предположительно, против того, чтобы Сарыгюль баллотировался в мэры Стамбула.
Это лишь часть целой серии записей телефонных переговоров, демонстрирующих вмешательство Эрдогана в дела СМИ и практически каждодневные попытки повлиять на общественное мнение.
Другие записи разговоров турецкого премьера
Недавние утечки раскрывают масштаб вмешательства Эрдогана в дела СМИ, что не сулит ничего хорошего для турецкой демократии, свободы прессы и для журналистов, которые всё чаще жалуются на ухудшение условий труда в турецких СМИ.
Последняя утечка стала седьмой в цепочке откровений, связанных с Эрдоганом и Сарачем. Они нашли отклик и возбудили серьезные споры среди общественности о степени независимости СМИ и свободе выражения мнений, а также о неблагоприятной ситуации для политической оппозиции, которая вряд ли может найти место для себя в турецких СМИ.
Опубликованные записи демонстрируют абсолютную нетерпимость правительства к освещению деятельности оппозиции и доказывают наличие непосредственного влияния на редакционные решения руководства ежедневных газет и телеканалов.
В одном из таких разговоров Эрдоган убеждает Сарача убрать из новостной ленты HaberТürk TV информацию о призыве лидера Партии националистического движения (ПНД) Девлета Бахчели к президенту Турции Абдуллаху Гюлю предпринять конкретные шаги, чтобы снизить напряженность во время протестов в парке Гези. Во время пресс-конференции на прошлой неделе Эрдоган признался, что действительно просил Сарача убрать бегущую строку, но в свою защиту сказал, что он это сделал, поскольку текст имел оскорбительное содержание.
В другом телефонном разговоре, также опубликованном Haramzadeler, Эрдоган набросился на Сарача за выпуск в эфир материалов пресс-конференции, в которой Бахчели критикует политику правительства. Сарач был дома и сказал, что не смотрел телевизор, но немедленно примет необходимые меры.
Наконец, в третьем разговоре Сарач и главный редактор HaberТürk Фатих Алтайлы разговаривают о манипулировании результатами опроса в ущерб ПНД.
Алтайлы, раздраженный критикой в свой адрес, принял участие в недавней телевизионной дискуссии, организованной известным журналистом Джюнейтом Оздемиром. Там он признался, что со стороны правительства оказывается сильнейшее давление на СМИ и что он также против этого. «Сегодня достоинство журналистики растоптано. Инструкции приходят [из правительства – ред.] каждый день. Все боятся [потерять работу – ред.]», — сказал он.