«Мы сами всех задушим! Что вы так боитесь?!»
«Фаина Ивановна, дорогая, зачем вам Аляска?» - двенадцатая прямая линия Владимира Путина с населением проходила на радикально ином фоне, нежели предыдущие одиннадцать. Политическая жизнь России в период правления ВВП никогда не отличалась отсутствием бурных событий. Но такого, чтобы «отец нации» общался с народом, находясь при этом в эпицентре самого масштабного международного кризиса за десятилетия, еще не было.
Однако если Путин и чувствовал сокрушительную тяжесть « груза истории» на своих плечах, догадаться об этом было решительно невозможно. Страна увидела того Путина, к которому она уже давно привыкла: безапелляционного, абсолютно уверенного в собственной правоте, не допускающего даже мысли о том, что Россия под его руководством откусила больше, чем она сможет проглотить.
Первые два часа прямой линии с президентом были посвящены исключительно самой горячей теме дня, месяца и года — все увеличивающемуся в своих размерах кризису на Украине. Но хотя ВВП не уходил от обсуждения самых острых вопросов, от его общения с народом на эту тему так и веяло будничностью.
Когда ты отвлекался от телевизора и читал в ленте новостей, например, про бой в Мариуполе, это чувство отсутствия драматизма пропадало в один миг. Но когда ты вновь возвращался к лицезрению ВВП, возвращалось и это ощущение. Я никак не мог избавиться от чувства: Путин в этот четверг выполнял на телеэкране функции не только президента, но и общенационального психотерапевта.
«Мы сами всех задушим! Что вы так боитесь?» - в этом путинском ответе на вопрос, задушит ли НАТО Россию, как мне показалось, совсем не было рисовки. ВВП словно излучал уверенность: да, кризис страшный, но мы прорвемся. Я твердо знаю, что делаю. Во время своих прошлых важных публичных выступлений Путин иногда срывался и впадал в излишнюю эмоциональность. В этот раз таких осечек у президента не было.
Путину удалось органично войти в образ мудрого, опытного и всезнающего арбитра. Политика, который жестко защищает российские национальные интересы, но в то же самое время всегда готов крикнуть «стоп» , когда патриотизм перехлестывает через край и превращается в нечто совсем другое.
«Вы знаете, Сергей ( можно я к вам так обращусь), я все-таки с вами не согласен. Знаю, что вы один из наиболее интересных современных писателей, очень читаемый и хорошо издаваемый. Но я не могу согласиться с тем, что Украина — проклятая земля. Я вас просто очень прошу не употреблять таких выражений в отношении Украины», - обмен репликами между ВВП и фантастом Сергеем Лукьяненко стал для Путина самым настоящим пропагандистским бенефисом.
Горячность писателя дала возможность президенту продемонстрировать свою умеренность и трогательную заботу о долгосрочных интересах Украины: « И, Сергей, пожалуйста, не надо запрещать издавать ваши книги где бы то ни было, в том числе на Украине, ну что вы? ...Это часть российской культуры, и нужно двигать туда российскую культуру, а не вытаскивать ее оттуда, ладно?»
Ответная реплика Сергея Лукьяненко: «Хорошо, разрешаю» поставила в этой истории логическую точку. Путину, конечно, не привыкать к публичной лести. Но возможность публично выступить в роли сэнсэя по отношению к прославленному автору бестселлеров даже хозяину вертикали власти выдается не очень часто.
Встает умница Ирина Прохорова и задает «вопрос в точку» - о тревожных тенденциях в сфере идеологии, которые еще ярче проявились из-за общественного раскола по поводу разумности присоединения Крыма. « Людям, высказывающим какие-то другие позиции, отказывают в звании патриота...Вообще мы все это проходили. И это всегда было страшным ударом не только для культуры и образования в узком смысле слова. Это было очень печально для общества».
Дать убедительный ответ на такой вопрос сложно — слишком много в нем суровой правды. Но ВВП, с моей точки зрения, это удалось: «Люди, которые высказывают свою точку зрения, они, слава богу, живы, здоровы, и занимаются своей профессиональной деятельностью. Но то, что они встречают отпор, то, что они встречают другую позицию и неприятие их собственной позиции, - вы знаете, у нас часть интеллигенции не привыкла просто к этому. Некоторые люди считают, что то, что они говорят — истина в последней инстанции».
Готов подписаться под каждым этих слов. Правды жизни и здравого смысла в путинском ответе оказалось как минимум ничуть не меньше, чем в вопросе Ирины Прохоровой. На таком фоне я даже не сильно удивился, увидев, как мастерски ВВП парировал скользкий вопрос о том, когда страна увидит новую первую леди.
Заявив, что ему сначала надо «свою бывшую жену замуж выдать», а только потом «подумать о себе», Владимир Путин не только внес весомый и уникальный вклад в теорию семейных отношений. ВВП еще больше укрепил свой имидж «политического сверхчеловека». «Простым смертным» даже в голову не придет устраивать после развода личную жизнь своей бывшей второй половины. А вот Владимиру Владимировичу даже до этого есть дело.
Написав эти строки, я заметил: у меня получается сплошной панегирик Владимиру Владимировичу Путину. И мне это обстоятельство не нравится. Но вот что я могу сказать в свое оправдание: президент провел свою прямую линию с народом в практически тепличных условиях.
Ведущая Татьяна Столярова торжественно объявила: « Я напомню еще раз, что среди россиян тех, кто высказался против позиции России по Крыму абсолютное меньшинство. Но все-таки среди этих людей есть известные, есть политики, есть музыканты и актеры и, конечно, их голоса заметны и слышны. Сегодня у нас в студии гость Ирина Хакамада».
Затравка многообещающая, не правда ли? Но вот продолжение несколько не соответствовало заявленному. Ирина Хакамада заявила: «Крым всегда нуждался в русской самоидентификации... Вы победитель. Вы действительно провели супероперацию без единого выстрела. Я поздравляю вас с тем, что вы сегодня честно сказали, что « зеленые человечки» - это мирные наши военные, которые защищали русских людей».
Нет, это просто идеальный мир какой-то получается. Мир, в котором даже заявленные «представители оппозиции» на поверку оказываются даже более зажигательными сторонниками «линии лидера», чем его официальная группа поддержки.
Я искренне рад за Путина — каждый из нас нуждается в том, чтобы хотя бы иногда погреться в лучах всеобщего обожания. Но мир не исчерпывается рамками уютной студии, в которой президент РФ общался с народом. И в этом внешнем мире дуют совсем иные, несравненно более холодные ветры.
Надеюсь, что в этом враждебном, пасмурном и неуютном мире Владимир Путин решит все проблемы с такой же легкостью, с какой он их решал под светом софитов. Надеюсь не ради самого Путина — ради России.
Читайте онлайн-трансляцию прямой линии с Владимиром Путиным. О женитьбе, «зеленых человечках» и либеральных хомячках.