Президент Швейцарии, председатель ОБСЕ Дидье Буркхальтер в среду прервал изоляцию, в которой после присоединения Крыма оказался Владимир Путин. Ему, как представителю нейтральной страны и главе организации, отвечающей за безопасность в Европе, поручили с глазу на глаз обсудить с российским лидером ситуацию на Украине и уговорить его повлиять на мятежный юго-восток. Миссия отчасти удалась: Путин по итогам переговоров призвал отменить референдумы в пророссийски настроенных регионах, намеченные на 11 мая.
С начала марта российский президент не встречался ни с одним из западных лидеров, да и по телефону регулярно общался разве что с Ангелой Меркель, которая взяла на себя роль основного переговорщика с Кремлем. О визите Буркхальтера Путин тоже предварительно договорился с Меркель: после того, как Россия поспособствовала освобождению наблюдателей ОБСЕ, захваченных в Славянске, Запад решил попытаться повлиять на дальнейшую политику российских властей, восстановив личные контакты. "Диалог - это самое главное, - заявил швейцарский гость, едва переступив порог представительского кабинета Путина в Кремле, - Очень важно иметь возможность для общения".
Перед встречей в ОБСЕ не скрывали: одна из главных задач Буркхальтера - уговорить Путина признать выборы на Украине 25 мая. "Откладывать демократический процесс - всегда плохая идея", - настаивал генсек организации Ламберто Заньер. Для ОБСЕ это будет самая масштабная миссия в истории: за волеизъявлением украинцев приедут следить около тысячи наблюдателей. На Западе рассчитывают, что Россия, как минимум, займет нейтральную позицию, а в идеале приложит все усилия, чтобы заставить силы самообороны в преддверии выборов сложить оружие, обещая в свою очередь надавить на Киев. "Демократический процесс невозможен, когда по городу бегают люди с оружием в руках", - сетуют в ОБСЕ. При этом на референдум в Донбасс, намеченный на 11 мая, представители организации не поедут, а его результаты признаны не будут, как противоречащие действующей конституции страны. Запад хочет, чтобы Россия согласилась на следующую формулу для Украины: сначала выборы, укрепление авторитета политических институтов, а уже затем референдум о будущем устройстве страны.
В противном случае Незалежную вместо национальной дискуссии ждет очередная эскалация вооруженного конфликта. А Россию - третья волна санкций, включая меры торгового и экономического воздействия. Дидье Буркхальтер сообщил, что хотел бы обсудить детали "дорожной карты", которая позволит избежать подобного развития событий и будет способствовать разрешению кризиса. "Наша позиция вам известна", - заметил на это Владимир Путин, согласившись однако "еще раз проанализировать ситуацию" и "попробовать найти выход".