Кризис в соседней стране грозит перекинуться на нашу

«А нам все по барабану» — этот лозунг обкуренных подростков стал, похоже, магистральным направлением политики официального Киева.

Принято думать, что самый опасный враг — коварный и расчетливый. Однако события в соседней стране показывают: оппонент, в мышлении которого полностью отсутствует рациональность, опасен вдвойне, если не втройне.

Мы превращаем индустриальное сердце своей страны в зону сплошного разрушения? Так и надо, это наш патриотический долг! Мы официально предлагаем множеству мыслящих по-иному граждан нашего государства перебраться на постоянное место жительства в соседнюю страну? Пусть убираются, туда им и дорога!

Наш министр иностранных дел публично заговорил на фене? Какой гарный хлопец! В министрах мы его оставить, конечно, не можем: на эту должность Порошенко уже наметил своего человека. Но вот «отдельной благодарности» от президента и назначения послом в важную страну он, безусловно, достоин! Нам из-за неуплаты отключили газ, и теперь возможность долгосрочного снабжения Западной Европы голубым топливом оказывается под вопросом? А что, весело живем, ребята!

Каждое из этих «государственных решений» является для Украины если не самоубийственным, то исключительно вредным. Находясь в состоянии массового воодушевления и патриотического подъема, страна фактически уничтожает саму себя. Но рассчитывать на то, что такой откровенно безумный курс выбьет почву из-под ног нынешнего киевского режима, к сожалению, не приходится.

Рассчитывать стоит на обратное: на дальнейшее раскручивание спирали безумия. Каждое иррациональное решение Киева — это ступенька к следующему, еще более иррациональному. Возможно, даже наверняка, в нынешней официальной киевской верхушке есть люди, склонные к проведению более умеренного, разумного и сбалансированного курса. Но они не смеют подать голос.

Малейшее отступление от революционной генеральной линии — и карьера любого политика будет кончена. Его сомнут, растопчут, разорвут на куски ревнители чистоты «революционных идеалов» из среды коллег и уличных радикалов. Поэтому самое безопасное в данный момент для любого киевского «слуги народа» — плыть по течению и лояльно поддерживать все экстремистские инициативы сверху.

Как же простой народ, которому приходится жить в условиях разрушающийся на глазах экономики? С недовольным народом в революционный период разговор, как известно, короткий. Объявляешь тех, кто осмеливается чем-то возмущаться, террористами, наймитами соседней враждебной державы, предателями дела революции — и чик-чирик. Нет человека — нет проблемы.

Эти «корыстные и расчетливые» жители Западной Европы снесут любую власть, если у них вдруг исчезнет сливочное масло. Жители запада и центра Украины — это по своему менталитету наши люди. Люди, готовые страдать, мучиться, терпеть любые страшные лишения ради великой цели. А «великую цель» в виде борьбы с «враждебной» Россией киевская власть своим гражданам дает.

В лице нынешнего киевского режима официальная Москва столкнулась с оппонентом без тормозов, без системы сдержек, без любых моральных ограничений. Новые украинские лидеры лишены способности чувствовать боль собственного населения. И этим они страшны и сильны. Ведь если цена решения является не важной, то реальными и осуществимыми становятся любые авантюры.

Означает ли это, что киевских лидеров следует считать сумасшедшими? Ни в коем случае. В их словах и поступках прослеживается пусть порочная и ошибочная, но все же вполне железобетонная логика. Расчет делается на два обстоятельства: на физическое подавление «огнем и мечом» бунта на юго-востоке и на то, что Запад новыми санкциями прижмет Россию к ногтю.

Наивно? Опять же — вовсе нет. Подобная стратегия не является чем-то, к чему новые украинские боссы пришли сами. Агрессивный и непримиримый курс Киева пользуется полной поддержкой Вашингтона. В каком-то смысле это даже не курс Киева, а проводимый через Киев курс Америки — как демократов, так и республиканцев.

После войны РФ с Грузией 2008 года Америка достаточно быстро «простила» Россию. Сейчас в американской столице главенствуют иные настроения: Москва нарушила все нормы и каноны «цивилизованного миропорядка» и должна быть за это жестоко наказана.

Если не произойдет чего-то совершенно неожиданного, то возможность примирения американцев с Путиным является в обозримом будущем пренебрежимо крошечной. ВВП в глазах янки необратимо превратился в «угрозу мира», который, прикрываясь лозунгами интеграции с Минском и Астаной, пытается восстановить Советский Союз.

С точки зрения Вашингтона легче всего «достать Путина» можно через Киев, который, как было показано выше, сам рад стараться. Россию загоняют в ловушку. Американская стратегия предусматривает: либо Москва помогает Киеву силой сокрушить повстанцев на украинском юго-востоке, либо на нее обрушиваются новые, на этот раз более «кусачие» западные санкции.

Может ли кто-то остановить этот вал безумия? Может — Европейский Союз. ЕС — сила, которая в отличие от США напрямую пострадает в случае продолжения кровопролития на Украине. Проблема в том, что европейцы никак не могут выйти из состояния смыслового кризиса. Они слишком привыкли к роли младшего геополитического партнера Вашингтона и не демонстрируют особой готовности действовать самостоятельно даже в момент, когда интересы США и ЕС так очевидно расходятся.

Я перечитал предыдущую фразу и понял, что она не совсем точна. Расхождение интересов США и ЕС совершенно очевидно для нас, но вот сами европейцы в этом не столь уверены. Наши соседи по континенту видят, что при новой власти Украина сворачивает куда-то не туда. И это их беспокоит. Но в то же самое время они не верят Москве, не понимают до конца ее намерений, считают ее непредсказуемым партнером.

«Владимир Путин своими действиями разрушил огромный массив доверия» — эти слова министра обороны ФРГ Урсулы фон дер Лайен в интервью журналу «Шпигель» нельзя считать полностью пропагандистскими. Жители Западной Европы из тех, кому за сорок, выросли в постоянном страхе перед советским вторжением. И вхождение Крыма в состав РФ стало для них возвращением, казалось бы, давно забытого кошмара.

Вот еще один показательный пассаж из интервью министра обороны ФРГ: «Кризис, вызванный Россией, требует дипломатического решения... Но в то же самое время в свете военных действий России оборонительный альянс (НАТО. — «МК») должен показать, что он является сильным и объединенным. Только те, кто едины, могут быть в хорошей переговорной позиции».

Вы обратили внимание на эти слова: «кризис, вызванный Россией»? ЕС по-прежнему путает причину кризиса с его следствием, видит в Москве врага, а не союзника в деле ослабления напряженности в Европе. И до тех пор, пока ЕС не избавится от этой «каши в голове», Россия должна быть готова ко всему.

Мы должны быть готовы к новой волне санкций. Мы должны быть готовы к военным провокациям на нашей границе с Украиной. Мы должны быть готовы к многократному увеличению потока беженцев.

Мы должны быть готовы и к событиям с противоположным знаком: к тому, что лидеры в Кремле сорвутся и все-таки пойдут на какую-то форму гуманитарной интервенции на украинский юго-восток. Обратите ли вы, например, внимание на такой момент: фактический российский протекторат Южная Осетия признала независимость Луганской народной республики? Не является ли это завуалированным намеком Москвы Киеву и Западу на то, что может произойти, если нынешние тенденции не будут переломлены?

Украинский кризис рвется в Россию: громко барабанит в нашу дверь, бесцеремонно лезет в окно, тихо просачивается через любые щели. И только Бог знает: сумеем ли мы поставить на пути этого кризиса надежный заслон или нет.

Михаил Ростовский, Московский Комсомолец