Письма из России запретят, а Twitter уйдет сам

В Госдуме продолжают как пирожки печь законы, регулирующие Интернет.

Очередной документ во вторник в нижнюю палату внесли депутаты от ЛДПР Андрей Луговой и Вадим Деньгин, а уже в среду его одобрил профильный комитет Владимира Плигина по конституционному законодательству. Предполагается, что через несколько дней законопроект пройдет первое чтение. Он обяжет все ресурсы хранить и обрабатывать персональные данные россиян исключительно на территории страны. Нарушителей планируется вносить в новый реестр, который будет создан по аналогии с черными списками запрещенных сайтов, и блокировать до устранения нарушений. Оценить возможную пользу и вред от этого закона «МК» попросил экспертов.

— Это закон с далеко идущими последствиями. Либо компании просто перестанут хранить персональные данные, либо им придется создавать в России центры обработки данных (ЦОДы), — сказал «МК» советник спикера Совета Федерации Руслан ГАТТАРОВ. — Это приведет к появлению новой сферы бизнеса, целой отрасли, которая будет предоставлять сервисы для хранения данных на территории России. Если иностранной компании будет не по силам построить свой ЦОД, они будут арендовать мощности у российских операторов.

— У кого?

— Я считаю, что сейчас к этому готов, например, Ростелеком. У них есть сертифицированные ЦОДы. Но поскольку большинство популярных у нас сервисов не имеет российского базирования, я не уверен, что технологически мы готовы к тому, чтобы обслужить всех. Нужна ли тут спешка — не могу ответить.

Но так или иначе мы к этому придем неизбежно. Я предупреждал представителей Google и Microsoft, что их политика: предоставлять персональные данные иностранным разведкам и не предоставлять этих данных нашим спецслужбам — приведет именно к этому.

— Нарушителей этого закона начнут блокировать. Это означает, что Фейсбук и Твиттер могут исчезнуть из России?

— Я уверен, что с крупными ресурсами ничего такого не произойдет. Для них Россия — это рынок, на котором зарабатываются огромные деньги. Крупные компании найдут технологические возможности вписаться в российское законодательство. Они прекрасно знают, что такой закон неизбежен, они возражают против него, кричат, возмущаются и плачут, но уже больше года морально, и не только морально, готовятся к его реализации.

А вот начальник юридического отдела Координационного центра национального домена сети Интернет Сергей КОПЫЛОВ считает, что для иностранных компаний наш закон не указ: «Он будет действовать только на российские компании. Обязать иностранные социальные сети, банки или системы продажи билетов хранить данные в России нельзя — они работают в другой юрисдикции и не подчиняются российскому законодательству. Многие говорят о протекционистской подоплеке законопроекта, однако по факту он имеет обратный эффект: российским компаниям запрещено размещать свои серверы за рубежом, в то время как для иностранных компаний такого ограничения нет, и они в ряде случаев получают технологические преимущества. Помимо этого проект закона плохо сочетается со многими уже используемыми технологиями. Например, один файл, хранимый «в облаке», фактически может быть распределен между сразу несколькими серверами по всему миру, что позволяет компаниям оптимизировать инфраструктуру и затраты на нее. Ограничение по месту хранения информации сделает применение облачных технологий, по сути, бессмысленными».

По мнению эксперта, основное значение для безопасности хранимых данных имеет не географическое размещение сервера, а используемое программное обеспечение и меры информационной безопасности. Множество программ, которые используются для обработки данных, содержат уязвимости, которые позволяют получать информацию с сервера, размещенного в любой точке мира.

Михаил Зубов, Московский Комсомолец