Время действия — прошлая пятница, 27 июня. Место действия — столица Бельгии Брюссель, штаб-квартира Евросоюза.
Президент Украины Петр Порошенко подписывает торговый договор с ЕС. Указывая на перо, которое он держит в правой руке, Порошенко говорит, что это то самое перо, которым должен был подписать этот же пакт, но не подписал его предшественник Виктор Янукович. Оно досталось Порошенко в качестве трофея, когда Янукович бежал в Россию.
Подписание договора Киева с Евросоюзом: «черная пятница» наполовину для России фото: AP Петр Порошенко Я не мог разглядеть по телевизору эту историческую ручку, но перед моими глазами возник Киев ноября прошлого года, когда незадействованное Януковичем перо вызвало к жизни феномен Майдана, падение Януковича, присоединение Крыма к России, гражданскую войну на юго-востоке Украины, возникновение Донецкой и Луганской республик в качестве «зачатка Новороссии», гибель сотен людей и небывалую со времен «холодной войны» напряженность в отношениях между Россией и Западом.
Злополучное перо! Чтобы Янукович не воспользовался им, Россия ссудила ему 15 млрд. долларов и пообещала льготные цены на газ. Такого дорогого пера мир еще не видел. Однако Янукович, не воспользовавшись им, не смог воспользоваться ни своей властью, ни московскими долларами.
И вот историческое перо оказалось в руках Порошенко, который тоже получил за него, но уже от Запада немалые суммы. Подписывая документ, Порошенко сказал о своей «надежде» увидеть Украину в недалеком будущем членом ЕС. Ставки в конфронтации Россия-Запад еще больше повысились.
— Это историческая дата для Украины! — провозгласил Порошенко.
Так называемые «исторические даты», как правило, омыты потом, слезами и кровью народов, и 27 июня в этом смысле исключения не составляет.
Подписание документа об ассоциации Украины и ЕС, безусловно, удар по Москве, по ее стратегии собирания земель постсоветского пространства. Без Украины тройственный союз России, Казахстана и Белоруссии становится недостроенным экономически, политически и территориально, он становится не столько евразийским, сколько азиатским.
Аналогичные документы в тот же день подписали еще и Грузия с Молдавией. В Тбилиси граждане устроили грандиозный концерт под открытым небом, который транслировался всеми телеканалами республики. Естественно, праздновали и в Киеве. Сотни людей, собравшиеся на площади Независимости, несли синие воздушные шары с прикрепленными к ним желтыми бумажными звездами — цветами флага ЕС. После подписания брюссельского документа, шары взвились в небо над Киевом.
Кремль тоже отметил брюссельскую церемонию, но, естественно, не воздушными шарами и музыкой на Красной площади. МИД России со Смоленской площади немедленно предупредил ликующих, что радоваться в общем-то нечему и преждевременно: «Будут серьезные последствия». И они вскоре наступили. Украина лишилась права наибольшего благоприятствования в торговле с Россией. Президент Путин обвинил Запад в провоцировании украинского кризиса, который поставил Киев между выбором — Россия или ЕС. Выбор, мол, был навязан Украине путем антиконституционного переворота в Киеве, путем создания конфронтации в самом украинском обществе.
Все это не просто слова. Конечно, Порошенко воспользовался пером Януковича, но оно отнюдь не перечеркнуло огромное влияние России на Украину. Достаточно указать на то, что газовый кран находится в руках Москвы, а не Брюсселя. И цену на него тоже диктует Москва. Сепаратистские республики на Восточной Украине — троянские кони Москвы. Крым и Севастополь грозно нависают над Украиной. Я уже не говорю о славянском и православном родстве двух народов.
27 июня стало для России «черной пятницей» лишь наполовину. Эта «половина — подписание пакта — была практически неизбежной. Именно для нее плели брюссельские кружева. Но их хватит лишь на накидку. Дело в том, что министры иностранных дел стран НАТО, заседавшие в том же Брюсселе, решили, что натовский саммит, который должен состояться в сентябре, не сделает шага навстречу Тбилиси на его натовском «хождении по мукам», а ЕС затормозит на неопределенное время принятие Украины, Грузии и Молдавии в свои ряды.
Подобное решение вызвано нежеланием дразнить оба противоположных лагеря — Россию и Европу. Почему Россию вполне понятно. Она рассматривает ЕС как локомотив, к которому прицеплено НАТО. И этот локомотив все ближе подвигается к российским границам. Ну, а почему Европа? Потому что общественное мнение этого континента настойчиво выступает против дальнейшего расширения ЕС, в котором уже состоят 28 государств. Западная Европа особенно обеспокоена такой перегрузкой ЕС, делающей этот союз неуправляемым и чреватым всевозможными катаклизмами.
Из Москвы раздаются встревоженные голоса по поводу того, что, подписав 27 июня пакт с ЕС, Украина откроет шлюзы европейским товарам в Россию в обход существующим на сегодняшний день тарифам на них, что эти дешевые товары нанесут ущерб российской экономике и торговле. Но мне кажется, что это напрасная тревога. Российские таможенники не так уж слабы глазами, чтобы не отличить украинский экспорт от европейского, скажем, горилку от виски.
Теперь о другой «половине» пятницы 27 июня, которая пока еще не почернела. Госсекретарь Соединенных Штатов Джон Керри грозил Москве ультиматумом усиленных санкций, если она «в течение нескольких часов» (!) не перекроет российско-украинскую границу и не перестанет снабжать сепаратистов оружием и «добровольцами». Но вот «несколько часов» прошли, а смирительная рубашка санкций в отличие от брюссельских кружев, сотканных пером Януковича-Порошенко, не материализовалась Саммит ЕС принял решение, в котором говорится, что, хотя новые санкции уже подготовлены и могут быть введены «без всякого промедления», их осуществление откладывается до понедельника, 30 июня. ЕС требует от Москвы того же, чего Керри требовал «в течение нескольких часов». В требовании ЕС есть некоторые «уточняющие моменты» — пророссийские силы должны покинуть пограничные пункты, захваченные у украинских вооруженных сил, освободить заложников, согласиться с процедурой верификации сохранения перемирия и начать «переговоры по существу», согласно мирному плану Порошенко. Из всего этого сепаратисты (в лице Александра Бородая) согласились лишь на продление перемирия до 30 июня. Что дало возможность Москве оттянуть на два-три дня примерку смирительной рубашки новых санкций. Но срок перемирия истекает в понедельник – и что дальше?