Гюль вернётся в ПСР, но не сможет занимать руководящие посты до 2015 года

Во вторник вечером избранный президент и действующий премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что для возвращения бывшего президента Абдуллаха Гюля в правящую Партию справедливости и развития (ПСР) нет никаких препятствий, но он также отметил, что Гюль не должен ожидать, что до 2015 года в партии ему сразу предложат занять высокую должность.

«Не может быть ничего более естественного, чем возвращение Абдуллаха Гюля в свою [ПСР] партию. Этот шаг [возвращение] был бы естественным», — сказал журналистам Эрдоган во вторник вечером на прощальном приеме, который организовал Гюль в президентском дворце Чанкая. Напомним, что в воскресенье Эрдоган был избран новым президентом Турции. 28 августа, когда Гюль официально освободит пост президента, Эрдоган переедет во дворец президента.

Кроме того, премьер-министр заявил, что руководство ПСР не изменится до следующего очередного съезда, который намечен на 2015 год. Это привело к разговорам о том, что даже если Гюль вернется в ПСР, он не займет существенной должности в партии до 2015 года. «Вы же знаете, что в политике не должно быть пробелов. Было бы неправильно, чтобы партией руководили два человека — один в качестве председателя и один в качестве премьер-министра», — сказал Эрдоган, добавив, что «всему свое время».

В понедельник Гюль дал понять, что после того как он оставит пост президента, он собирается вернуться в большую политику и в ПСР. «Я был одним из основателей партии. Я был первым премьер-министром и президентом [избранным от партии]. Это довольно естественно [для меня], что я вернусь в мою партию», — заявил Гюль группе журналистов.

Его слова стали поводом для разговоров о том, что президент хочет стать во главе ПСР, когда Эрдоган уйдет со своего поста.

Немедленно отреагировав на действия Гюля, в понедельник вечером ПСР объявила о внеочередном партийном съезде, который состоится 27 августа с целью избрания нового лидера, которому также будет поручено сформировать правительство.

Многие говорили, что Эрдоган не хочет, чтобы Гюль захватил контроль над партией, когда вернется в нее. Будучи ранее очень близкими соратниками, в последние годы Гюль и Эрдоган разошлись, так как Гюль иногда ставил под сомнения действия правящей ПСР.

На приеме во вторник Гюль также выступил с краткой речью. «Во время моего пребывания [на посту президента] я работал, чтобы сохранить мир и безопасность нашей страны, а также чтобы поднять ее престиж за рубежом. Сейчас я уже исполнил мой семилетний долг [в качестве президента]. Я благодарю всех вас за поддержку, оказанную мне в течение этих семи лет», — отметил он.

По слухам, Эрдоган планирует назначить премьер-министром человека, не имеющего большого влияния в политике с целью сформировать верное только ему правительство.

Депутаты ПСР говорят, что министр иностранных дел Ахмет Давутоглу, имеющий сильную поддержку внутри партийной бюрократии и являющийся правой рукой Эрдогана на международном уровне, — это наилучший кандидат в преемники Эрдогана, хотя бывший министр транспорта, морского сообщения и коммуникаций Турции Бинали Йылдырым также имеет виды на эту должность. Кроме того, вице-премьер Бюлент Арынч не делает секрета из своего желания стать новым председателем правящей партии.

Некоторые источники новостей цитируют Фарука Акара, владельца центра изучения общественного мнения Andy-Ar, заявившего в среду, что опрос, проведенный центром среди сторонников ПСР показывает, что 76% хотят, чтобы Гюль стал новым премьер-министром, в то время как только 7% поддерживают Арынча. Всего 5% сторонников поддерживают Нумана Куртулмуша в качестве приемника Эрдогана, в то время как Давутоглу поддерживает лишь 1%.

Стремления Эрдогана управлять новым правительством через послушного премьер-министра тесно связаны с его стремлениями создать в Турции президентскую форму правления. Но оппоненты опасаются наделения президента исполнительными полномочиями, так как это возвестит приближение авторитарной формы правления. Тот, кто заменит Эрдогана на посту премьер-министра, будет занимать эту должность до следующего года, пока не состоятся парламентские выборы. Раскол становится все более очевидным.

Сторонники Эрдогана и Гюля ведут словесную борьбу относительно будущего ПСР

Во вторник заместитель ПСР Шамиль Тайяр, убежденный сторонник Эрдогана, жестко ответил заместителю председателя ПСР Салиху Капусузу, призвавшему Тайяра не делать «нелестных заявлений» о Гюле. Тайяр не доволен планами Гюля по возвращению в правящую партию. В ответ Тайяр обвинил Капусуза в «пособничестве грязному сотрудничеству».

Также во вторник вице-премьер Арынч попросил молодых чиновников правящей партии не строить никаких планов относительно будущего правящей партии. Он назвал их «новичками». «Планы некоторых новичков могут нанести вред длительным братским отношениям, сложившимся среди нас. Такое поведение [новичков] заслуживает осуждения», — заявил Арынч.

В среду, скрыто отреагировав на высказывания Арынча, главный политический помощник Эрдогана Ялчин Акдоган, который под псевдонимом пишет колонки для проправительственной газеты Yeni Şafak daily, заявил, имея в виду Гюля, что ПСР никому ничего не должна и что Эрдоган навсегда останется лидером правящей партии. Он также заявил, что новый председатель ПСР должен приложить все усилия, чтобы сохранить существующую гармонию между премьер-министром и президентом. Кроме того, некоторые якобы сторонники ПСР продолжают активизировать свои атаки в Twitter против уходящего президента Гюля. Один из таких сторонников заявил, что Партия справедливости и развития против тех, в том числе и президента, кто работает во вред «вождю» партии. Ясно отмечается, что вождь — это Эрдоган. Другой сторонник сказал, что ПСР не говорит о том, что Гюль не может вернуться в партию. Но, добавил он, партия говорит, что Гюль не может стать новым премьер-министром Турции.