Кто согреет Порошенко

Россия спасла Украину и Евросоюз от «газовой голодовки» ближайшей зимой. На встрече в Милане Владимир Путин согласился продавать Киеву голубое топливо по цене в $385 за тысячу кубометров.

Впрочем, точка в этом конфликте еще не поставлена. Сначала Украина должна погасить хотя бы часть долга за предыдущие поставки и вернуть кредит, предоставленный Россией в декабре прошлого года. За новые объемы сырья необходимо заплатить авансом. Также Путин не объяснил, сколько газа наша страна может поставить Украине: ранее «Газпром» говорил о возможности выделить Незалежной около 5 млрд кубов. Но последней требуется вдвое больше, иначе ей вновь придется залезть в экспортную трубу и оставить Европу без топлива.

Долгожданная встреча Владимира Путина и Петра Порошенко в Милане, в которой в качестве посредников участвовали глава итальянского правительства Маттео Ренци, британский премьер Дэвид Кэмерон и канцлер Германии Ангела Меркель, принесла скорее лишь надежду на решение газового кризиса, нежели на конкретный результат.

С одной стороны, стороны выяснили цену российского газа за ближайшую зиму — $385 за тысячу кубометров. В принципе это прорыв. Ранее Украина настаивала на двойной формуле: $350 — летом и $380 — зимой. Киев рассчитывал, что такая формулировка будет вписана в межправительственное соглашение и станет основой для поставок в будущие годы.

С другой стороны, этого не произошло. Россия согласилась сделать скидку в $100 (с апреля «Газпром» повысил стоимость голубого топлива для Украины до $485 за тысячу кубов), в виду предоставленного дисконта задним числом снизить размер долга на $1 млрд и возобновить прерванные в середине июня поставки. Однако, чтобы получить газ, Киеву необходимо выполнить несколько условий: во-первых, до конца года выплатить $3,1 млрд обязательств за уже потребленное топливо, во-вторых, вносить предоплату за новые объемы газа.

Кроме того, если суммировать все долги Украины российским предприятиям, то общая задолженность набегает под $10 млрд. В эту сумму также включены два кредита Газпромбанка: украинской госкомпании «Нафтогаз» на $1,8 млрд и химической группе Ostchem Holding предпринимателя Дмитрия Фирташа $1,4 млрд. Эти деньги или часть из них, по-хорошему, также нужно вернуть.

Чтобы заплатить, Порошенко необходимо получить деньги от Запада. Своих средств у Киева нет. Да на них Россия и не рассчитывает. «Наши европейские партнеры, как я уже говорил, должны Украине подставить плечо и помочь. Мы помогаем — это очевидный факт, мы рискуем. Европейцы тоже должны хоть чем-то рискнуть», — заявил после миланской встречи Владимир Путин.

«Финансовый дефицит Украина может покрыть за счет Международного валютного фонда и других международных финансовых организаций», — заявил Порошенко.

Вместе с этим весной МВФ уже предоставил Украине кредитный транш — более $3 млрд, часть которого Киев и должен был направить на расчеты с «Газпромом». Еще два транша, причем не только от МФВ, но и от европейцев (на сумму в $3–5 млрд), должны поступить до конца года. Решение о выделении этих денег пока окончательно не принято. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, которого с начала ноября заменит Жан-Клод Юнкер, заявлял, что ЕС не планирует выделять Украине новых долгосрочных кредитов.

Не странно, что даже украинские чиновники не верят, что миланская встреча Путина и Порошенко принесла окончательный и желаемый обеим сторонам результат. Один из них — украинский министр энергетики Юрий Продан, — по словам журналистов, назвал итоги переговоров, мягко говоря, крахом.

Это и не странно. В ближайшие дни Украине придется срочно искать деньги — Евросоюз еще не решился помочь Киеву, а кредита МВФ может на все и не хватить. Кроме того, остается незакрытым вопрос об объемах поставок российского газа на Украину. Ранее «Газпром» утверждал, что выделит 5 млрд кубометров. Путин не уточнил, сколько голубого топлива Россия сможет предоставить до весны. По словам еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, Украине необходимо не менее 10–12 млрд кубометров газа для прохождения зимы. Если Киев не найдет, как заместить недостачу (или в России, или в Европе, которой самой может не хватить), то Порошенко придется залезть в экспортную трубу и навредить своим европейским партнерам.

Николай Макеев, Московский Комсомолец