Снятие обвинений с подозреваемых «Большой взятки» вызвало волну критики

17 октября прокурор решил снять обвинения в коррупции и взяточничестве в отношении 53 подозреваемых по нашумевшему делу «Большая взятка».

Обвинения, заставившие четырех министров прошлого турецкого правительства уйти в отставку после разоблачения в прессе, получили широкую огласку 17 декабря прошлого года.

В деле о коррупции «Большая взятка» оказались замешаны сыновья нескольких министров, проправительственные бизнесмены и генеральный директор государственного банка Halkbank. В центре расследования оказался иранский бизнесмен Реза Зарраб, принимавший участие в схеме по отмыванию денег, которая являлась частью стратегии Ирана для обхода американских санкций.

Генеральная прокуратура Стамбула постановила, что для возбуждения уголовного дела против подозреваемых не было никаких оснований, в том числе против Зарраба, Барыша Гюлера (сына бывшего министра внутренних дел), Салиха Каана Чаглаяна (сына бывшего министра экономики) и бывшего генерального директора Halkbank Сулеймана Аслана, потому что доказательства были собраны с нарушениями и в недостаточном объеме, факты совершения преступлений не установлены; также были отвергнуты обвинения в создании организованного преступного сообщества.

Расследование проводил прокурор Экрем Айдынер, заменивший прокурора Джелала Кара, который подчинялся прежнему заместителю главного прокурора Стамбула Зекерие Озу. После того как дело о прослушивании стало достоянием общественности, Партия справедливости и развития (ПСР) немедленно заменила Кара и Оза.

После 17 декабря были задержаны многие подозреваемые по делу о прослушивании, в том числе сыновья трех министров. Через несколько дней были арестованы некоторые из подозреваемых, а также сыновья двух министров — Зарраб и Аслан. Арестованные подозреваемые были освобождены после замены прокуроров.

Предполагаемые преступления подозреваемых, как уже упоминалось прокурорами, включали продажу земель стоимостью в миллиарды долларов по заниженной цене, рейдерские захваты шахт у предпринимателей, подтасовку результатов государственных тендеров, незаконную передачу государственных тендеров стоимостью в миллиарды долларов конкретным предпринимателям, изменение статуса охраняемых территорий посредством взяточничества, открытие охраняемых территорий для строительства и получение с этого прибыли».

Так как расследование стало достоянием общественности в декабре, бывший премьер-министр и нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сделал все возможное, чтобы дискредитировать прокуроров и сотрудников полиции, проводящих расследование, обвинив их в попытке свергнуть правящую ПСР. Эти прокуроры и полицейские, вместе с десятками тысяч других государственных сотрудников, были сняты со своих должностей. Правительство также обвинило так называемое «параллельное государство» или «параллельную структуру» в прослушивании политических фигур с целью свергнуть правительство.

Термин «параллельная структура» или «параллельное государство» используется правительственными и проправительственными кругами правящей партии в отношении религиозного движения «Хизмет», духовным лидером которого является исламский ученый Фетхуллах Гюлен. «Хизмет» решительно опровергает все обвинения Эрдогана. По всей Турции десятки полицейских, принимавших участие в наблюдении за подозреваемыми, были задержаны по подозрению в незаконном прослушивании телефонных разговоров.

Снятие обвинений, выдвинутых против подозреваемых, вызвало недовольство неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International. В субботу её представители раскритиковали постановление прокуратуры и заявили, что подобные действия ставят под сомнение верховенство закона в Турции.

«Это серьезные обвинения, и турецкий народ должен понимать, что существует прозрачный судебный процесс, показывающий, что люди, наделенные властью, не останутся безнаказанными. Неспособность завершить начатое дело является плохим сигналом для борьбы с коррупцией», — заявила Оя Озарслан, возглавляющая турецкое подразделение Transparency International.

Утверждается, что главный подозреваемый «Большой взятки» Реза Зарраб дал трем министрам и их сыновьям взятки на сумму 137 млн турецких лир (66 млн долларов), чтобы те прикрыли фиктивные экспортные сделки и отмывание денег, которыми занималась компания Зарраба. Halkbank и его генеральный директор также занимались нелегальной торговлей золотом между Турцией с Ираном.

Halkbank способствовал торговле золотом. В свою очередь банк заявил, что правил, запрещающих торговлю драгоценными металлами с Ираном, не существует. В общей сложности во время обыска в доме Аслана, занимавшего в то время должность генерального директора Halkbank, в коробках из-под обуви было обнаружено 4,5 млн долларов наличными. Аслан заявил, что он собирался использовать эти деньги для спонсирования религиозных школ.

Стамбульская прокуратура, снявшая обвинения в коррупции и с Аслана, решила отделить его дело от дела, связанного с прослушиванием. В отношении Аслана продолжится расследование по обвинению в нарушении закона о сборе пожертвований.

В соответствии с решением, принятым 17 октября, деньги и вещи подозреваемых, изъятые в ходе обыска их домов или рабочих мест, в том числе 1,5 млн лир, найденных в доме Барыша Гюлера, будут возвращены владельцам. Но деньги, обнаруженные в обувных коробках в доме Аслана, возвращены не будут. Прокуратура решила перевести деньги, найденные в доме Аслана, на счет администрации губернатора Стамбула на том основании, что сбор пожертвований находится в ведении администрации губернатора.

Постановление прокуратуры также привело к снятию судебного запрета, наложенного на имущество подозреваемых.

Оппозиция: постановление прокуратуры имеет под собой политические мотивы

Оппозиция Турции возмущена решением снять обвинения против подозреваемых по делу «Большая взятка». Лидер главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу в шутку предложил сделать неделю с 17 по 25 декабря праздничной и отмечать ее каждый год как «Неделю воров». «После всего этого неделя с 17 по 25 декабря должна быть объявлена «Неделей воров» и отмечаться в штаб-квартире ПСР», — заявил Кылычдароглу через день после обнародования решения.

В субботу в интервью газете Hurriyet генеральный секретарь НРП Гюрсель Текин заявил, что в понедельник члены всех областных филиалов НРП отправятся на заседание суда и в знак протеста против постановления прокуроров возложат перед зданиями судов черные венки. В понедельник в знак протеста против постановления по делу «Большая взятка» НРП также планирует провести демонстрации во всех провинциях Турции.

«Сейчас мы живем в стране, где все действия, за исключением коррупции, являются преступными. В 11 часов утра [в понедельник] перед зданиями судов в 81 провинции депутаты НРП возложат черные венки, чтобы подчеркнуть [этот] темный день [в истории] правосудия. В акции примут участие многие депутаты и партийные руководители», — заявил Текин.

Заместитель председателя главы парламентской фракции «Партия националистического движения» (ПНД) Октай Вурал отметил, что это не судебное решение, добавив, что рано или поздно обвинения в коррупции будут доказаны и справедливость будет восстановлена. В своем аккаунте в Твиттере Вурал спросил, вернутся ли четыре министра, ушедшие в отставку в результате скандала 17 декабря, на свои посты в кабинет министров после решения, принятого 10 октября.

Адвокат Кемаль Шимшек, представляющий интересы руководителей полицейских служб, арестованных в ходе антиполицейских операций против тех, кто принимал участие в расследовании о коррупции, заявил, что закрытие дела «Большая взятка», произошедшее только после выборов в Верховный совет судей и прокуроров (HSYK), не удивительно. На прошлой неделе прошли выборы в HSYK, в результате которых проправительственные кандидаты, после интенсивного лоббирования правительством их кандидатур, со значительным отрывом обошли независимых.

Мурат Эрдоган, адвокат бывшего главы департамента по финансовым преступлениям полиции Стамбула Якуба Сайгылы, принимавшего участие в расследовании «Большая взятка», и который в настоящее время находится под арестом, рассказал, что 17 декабря была установлена технически правомерная прослушка, инициированная после обнаружения правонарушений со стороны подозреваемых и санкционированная Управлением по расследованию финансовых преступлений при Министерстве финансов (МАСАК) и Национальной разведывательной организацией (MIT). Эрдоган заявил, что решение прекратить расследование по делу от 17 декабря нанесет непоправимый ущерб турецкой системе правосудия.

В то же время, в воскресенье, 19 октября, газета Taraf сообщила, что в результате постановления прокуратуры прекратить расследование по делу о прослушивании от 17 декабря подозреваемые, задержанные или арестованные по делу, получили право подать иск о компенсации на основании несправедливого задержания или ареста. Газета написала, что эти иски будут рассмотрены в уголовных судах высшей инстанции или в виде отдельных ходатайств в Конституционный суд. По данным газеты, компенсации будут выплачиваться из казны.

В сентябре также было прекращено отдельное расследование в отношении сына президента Биляля Эрдогана, открытое 25 декабря прошлого года.

25 декабря генеральный прокурор Стамбула дал указание задержать 30 подозреваемых, в том числе ряд депутатов и предпринимателей. Тем не менее департамент полиции Стамбула, подвергшийся обширной чистке в рядах своих лучших офицеров после операции 17 декабря, не выполнил прямое распоряжение.

Вскоре после этого прокуроры, принявшие участие в расследовании 25 декабря были отстранены от занимаемых должностей на основании обвинений в злоупотреблении властью. Правительство назначило новых прокуроров с целью снять обвинения в коррупции с подозреваемых.