Заместитель председателя турецкой Партии националистического движения (ПНД) Семих Ялчин резко отреагировал на заявление премьер-министра Ахмета Давутоглу, который затронул тему восстания курдов в Дерсиме на востоке Турции в 30-е годы прошлого века.
Ялчин назвал Давутоглу «копией Эрдогана», который еще в 2011 году извинился от имени государства за произошедшее тогда убийство тысяч курдов в ходе военной операции властей. Это, по словам Эрдогана, «можно отнести к одному из самых трагических событий в истории страны». По мнению Ялчина, несмотря на то, что премьер Давутоглу пришел в политику из покинув академическую карьеру, в оценке событий в Дерсиме «либо проявляет невежество, либо их фальсифицирует», используя выражение «дерсимская резня».
В 1937 году в нынешней турецкой провинции Тунджели, ранее носившей наименование Дерсим, произошли столкновения между центральными властями и местными кланами, которые переросли в восстание, очень жестоко подавленное войсками. Но о Дерсиме вспомнили не историки, а политики, когда в середине прошлого года начался избирательный марафон, который должен завершиться весной 2015 года парламентскими выборами. В этот момент стала резко обостряться борьба между правящей ныне Партией справедливости и развития и оппозиционной Народно-республиканской партией (НРП). Эрдоган тогда заявил, что фактическим виновником трагедии в Дерсиме является НРП — единственная, созданная Кемалем Ататюрком политическая партия того времени. Теперь к этой компании, видимо, присоединяется и ПНД.
До 1936 года Дерсим пользовался фактической автономией в Турцией, поэтому восстание там Ялчин оценивает как «выступление сепаратистов против республиканского режима с целью подрыва единства государства, а не резней». Но дело не только в истории. Замглавы ПНД проводит исторические параллели, заявляя о том, что из оценки правящей партией событий в Дерсиме вытекает и ее сегодняшняя политика в отношении считающейся террористической Рабочей партии Курдистана (РПК), которая ведет борьбу за создание курдской автономии в юго-восточных вилайетах Турции. При этом Ялчин считает, что когда власти «выставляют сепаратистов Дерсима как мучеников, а тех солдат, которые подавляли это восстание, как преступников», они политически дискредитируют действиях сегодняшних военных, которые ведут борьбу с РПК. При этом Ялчин констатирует, что «как в 30-х годах прошлого века, так и сейчас Анкара теряет контроль над ситуацией в восточных районах страны».
Таким образом, политические силы Турции, проецируя исторические события на современные реалии, продолжают не только сведение между собой «внутриполитических» счетов, но о определяют некоторые контуры своих возможных действий в восточной части страны.