Недавние заявления премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу о том, что президент США разделяет позицию Турции о необходимости свержения режима Асада в Сирии наряду с борьбой против боевиков Исламского государства Ирака и Леванта, внесли неразбериху в двусторонние отношения и вызвали критику с американской стороны.
Напомним, что ранее Анкара обуславливала свое участие в коалиции по борьбе с ИГИЛ сменой целей стратегии: сначала борьба с Дамаском и только затем с ИГИЛ. Теперь же Анкара, по словам Давутоглу, в целом принимает предлагаемую интегрированную стратегию Обамы, так как Вашингтон не видит политического будущего для Асада и не видит сценария, в котором США будет сотрудничать с Дамаском против ИГИЛ.
Несмотря на недавние слова премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу о том, что администрация США намерена изменить свою политику в отношении Сирии и что ни президент Сирии Башар Асад, ни группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) не должны управлять Сирией, президент США Барак Обама заявил, что его администрация не изменила свою политику в отношении Сирии и не строит планы по свержению режима Асада.
Обама по-прежнему исключает необходимость участия в операции американских сухопутных войск. Такого же мнения придерживается и председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Мартин Демпси, хотя, по его словам, в некоторых случаях участие войск может быть необходимым.
В воскресенье, во время пресс-конференции в Брисбене, где прошёл саммит G-20, Обаму спросили, намерены ли США пересмотреть свою политику в отношении Сирии и сделать свержение режима Асада частью своей стратегии, несмотря на то, что деконструкция существующего режима первоначально не входила в приоритеты США.
«Несомненно, в нашей позиции по отношению к Башару Асаду не произошло никаких изменений», — заявил Обама, подчеркнув еще раз, что Асад утратил легитимность в глазах собственного народа. Далее Обама пояснил, почему свержение режима Асада не является приоритетом в данный момент. «На данный момент объединение наших усилий с Асадом в борьбе против ИГИЛ означало бы, что еще больше суннитов в Сирии стали бы на сторону ИГИЛ. Подобная ситуация может ослабить нашу коалицию, целью которой является не борьба против суннитского ислама, а борьба против экстремистов любого толка, готовых обезглавить невинных людей или убить ребенка, а также проявлять к политзаключенным такую бессмысленную жестокость, какую, я думаю, очень трудно встретить в современном обществе», — отметил Обама.
Обама заявил, что во время операции США в воздушном пространстве Сирии против ИГИЛ, США обращались к сирийскому режиму, советуя «не мериться силами с США». «Сейчас мы ищем политическое решение, которое в конечном итоге учитывало бы интересы всех групп проживающих в Сирии — алавитов, суннитов, христиан. И в данный момент в политическом диалоге должны принять участие все заинтересованные стороны — народ Сирии, соседние страны, такие как Турция и Иран, покровители Асада, такие как Россия, и другие игроки», — добавил Обама.
Обама также подчеркнул, что американские военные, дипломатические представители и сотрудники безопасности, наряду с государственным секретарем, министром обороны и разведывательной командой, еженедельно проводят заседания, чтобы оценить прогресс, достигнутый США в борьбе с ИГИЛ как в Ираке, так и в Сирии. Но они еще не полностью имеют представление о результатах их деятельности в Сирии.
«В результате еженедельной работы у нас сложилось представление о том, что работает, а что нет. На тактическом уровне наша работа проходит более детально. Проводится концептуальный обзор. Мы продолжаем собирать информацию об ИГИЛ — о ее слабых сторонах и о том, как можно более эффективно надавить на эти слабые стороны. Таким образом, в нашей политике в отношении Сирии не произошло ничего экстраординарного, ничего существенного», — отметил Обама.
Обама сделал подобное заявление после того, как в пятницу премьер-министр Давутоглу заявил журналистам, что в ходе короткой встречи с президентом США в кулуарах саммита G-20 ему стало известно, что США намерены изменить свою политику в отношении Сирии.
Давутоглу заявил, что США потребуется время, чтобы изменить стратегию, и что в США существуют разные взгляды на политику в отношении Сирии, но наиболее важной является та точка зрения, которой придерживается президент США. Обама также подчеркнул, что природа дипломатии, особенно в случае с Сирией, заключается в том, что «в конечном итоге вам приходится вести дипломатические переговоры с людьми и режимами, которые вам потенциально не нравятся».
«Но мы еще далеки от подобного этапа», — добавил он.
Когда Обаму спросили, рассматривает ли он свержение режима Асада в качестве варианта политического перехода для Сирии, президент США просто ответил: «Нет».