Президент Франсуа Олланд объявил трехдневный национальный траур во Франции в связи с террористическим актом против сатирического еженедельника Charlie Hebdo.
Тысячи французов вышли на улицы, чтобы почтить память погибших – у многих были листовки и плакаты с надписью «Je suis Charlie» (Я — Шарли). Тем временем полиция и спецслужбы проводят спецоперацию по розыску исполнителей и организаторов теракта. Власти страны опубликовали информацию о подозреваемых в нападении на журналистов – все они граждане Франции. При этом в деле обозначился возможный йеменский след.
КТО ЭТО СДЕЛАЛ?
Франция в шоке – терактов с таким количеством жертв эта страна не знала более полувека, с того времени, как в результате устроенного боевиками выступавшей против отделения Алжира французской группировки ОАС («Тайная вооруженная организация») взрыва поезда 18 июня 1961 года погибли 28 человек.
Один из погибших в результате нападения на редакцию «Шарли Эбдо», Стефан «Шарб» Шарбонье в своей последней карикатуре будто предугадал трагические события, нарисовав исламского боевика, говорящего: «Пока никаких атак во Франции. Подождите. У нас еще есть время до конца января»...
Французская полиция опубликовала фотографии двух братьев, подозреваемых в нападении на редакцию Charlie Hebdo: в розыск объявлены 34-летний Саид Куаши и 32-летний Шериф Куаши из коммуны Женвилье в северо-западных парижских предместьях. Полиция предупредила, что разыскиваемые персоны вооружены и опасны.
В нападении на редакцию подозревался также 18-летний Хамид Мурад. Как сообщают СМИ, он сдался в среду поздно вечером в руки полиции в Шарлевиль-Мезьер на северо-востоке страны самостоятельно и утверждает, что непричастен к преступлению. А его друзья написали в соцсетях, что Хамид был в школе в момент нападения на редакцию «Шарли Эбдо» в среду.
Обыски были проведены в городе Реймс, где, предположительно, жил один из подозреваемых в теракте. Сообщается, что в ходе охоты за преступниками французские полицейские произвели семь задержаний.
Шериф Куаши уже привлекался в 2008 году к ответственности по обвинению в причастности к «иракской сети 19-го округа» – к джихадистской сети, отправлявших боевиков из Франци в помощь экстремистам, действующим в Ираке, сообщает Би-би-си. Его приговорили к трем годам тюремного заключения (из которых за решеткой он провел полтора – был отпущен по УДО). Шериф утверждал, что на сотрудничество с иракскими боевиками его вдохновила информация об издевательствах американцев над пленными в печально знаменитой тюрьме Абу-Граиб.
Следствие полагало, что он собирался вылететь в Сирию, чтобы оттуда отправиться воевать в Ираке против американских солдат. Во время обыска у него был найден билет на самолет до Дамаска, а также инструкция по использованию автомата Калашникова.
Венсан Оливье, адвокат Шерифа Куаши, так описывал своего подзащитного: «Начинающий лузер, такой курьер в кепке, который курит гашиш и развозит пиццу, чтобы заработать на наркотики. Невежественный парень, который не знал, что ему делать со своей жизнью, и который вдруг встретился с людьми, которые дали ему ощущение того, что может быть важным». Таким человеком для Шерифа Куаши стал 24-летний самопровозглашенный имам Фарид Беньетту родственник высланного из Франции в 2004 г. исламиста Юсефа Земури. Фарид Беньетту играл роль своеобразного «гуру» для молодых французских мусульман алжирского и марокканского происхождения, многих из которых он обратил в приверженцев радикального прочтения ислама.
Французская журналистка о нападении на Charlie Hebdo: "Этот теракт только всех разозлил"
Позже имя Шерифа Куаши всплывало в связи с попыткой организовать побег из тюрьмы исламиста Смаина Аита Али Белькасем, бывшего члена алжирской «Вооруженной исламской группы» (GIA), осужденного в 2002 году на пожизненный срок за теракт на станции скоростного метро RER Musée d’Orsay в октябре 1995 г. в Париже, в результате чего пострадали тридцать человек. А в 2013 г. власти Туниса возбудили дело в отношении бывшего члена «иракской сети 19-го округа» и старого товарища Шерифа Куаши – осужденный во Франции в 2008-м и вышедший на свободу в 2011 г. Бубакер эль-Хаким обвинялся в причастности к убийству двух тунисских политиков – Шокри Белаида и Мохамеда Брахми. Несколько недель назад, 18 декабря 2014 г., эль-Хаким выпустил на пропагандистском сайте «Исламского государства» видео, в котором взял ответственность за эти убийства на себя.
Что касается Саида, то он был освобожден после задержания по делу об «иракской сети», сообщают медиа.
Как сообщает пресса, братья Куаши – французские граждане алжирского происхождения. Они, по имеющимся сведениям, прошедшим летом вернулись из Сирии, где принимали участие в войне против президента Асада на стороне исламистов. Как заявил австралийский эксперт по терроризму профессор Грег Бартон, скорее всего, братья получили боевой опыт и могли быть связаны с группировкой «Исламское государство». «Это нечто похожее на работу профессионалов, – прокомментировал действия боевиков в Париже эксперт агентству AAP. – Всегда есть такое опасение, если есть люди, прошедшие военное обучение и действующие как солдаты, то они будут действовать гораздо эффективнее».
КАК ЭТО БЫЛО?
В среду, 7 января, примерно в 11:30 двое или трое людей в масках, вооруженных автоматами Калашникова, дробовиком и гранатометом, ворвались в офис еженедельника Charlie Hebdo в доме 10 на улице Николя-Аппер в 11-м округе Парижа. Ворвавшиеся боевики открыли огонь из автоматического оружия, выкрикивая «Аллах Акбар!» Во время нападения было произведено до пятидесяти выстрелов.
До начала стрельбы злоумышленники ворвались сначала в дом номер 6 по улице Николя-Аппер, где находился архив сатирического издания. Сообщают, что боевики спросили: «Это Charlie Hebdo?». Осознав, что они ошиблись адресом, вооруженные люди бежали и отправились в офис журнала.
Карикатурист Коринн Рей рассказала, что двое вооруженных мужчин в капюшонах, говоривших на хорошем французском, стали угрожать жизни ее маленькой дочке, которую она забрала из яслей, и заставили ее ввести код, чтобы открыть дверь в здание. Вошедшие вовнутрь боевики поднялись на второй этаж, где журналисты собрались на планерку. Началась стрельба, длившаяся от пяти до десяти минут. По словам свидетелей, террористы идентифицировали членов редакции по имени, прежде чем произвести выстрел в голову. Фактически имела место казнь журналистов.
В Интернете появилось видео, показывающее двух боевиков рядом с раненым полицейским, корчащимся от боли после перестрелки неподалеку от пересечения бульвара Ришара Ленуара и рю Муфль, в 180 метрах от основного места преступления. Один из нападавших подбежал к полицейскому, крича ему «Ты хотел убить меня?» Затем полицейский был убит выстрелом в голову. После чего двое преступников сбежали с места событий, крича по-французски: «Мы отомстили за пророка Мухаммада! Мы убили Charlie Hebdo!»
Боевики скрылись на автомобиле и доехали до Порт де Пантэн, где угнали другую машину, выкинув из нее водителя.
Жертвами бойни, устроенной в парижском офисе сатирического еженедельника Charlie Hebdo, стали 12 человек. Среди них – 47-летний главный редактор издания Стефан Шарбонье, четверо известных карикатуристов журнала (76-летний Жан Кабу, 74-летний Филипп Оноре, 80-летний Жорж Волински и 57-летний Бернар «Тину» Верлак), а также двое полицейских (49-летний Франк Бринсоларо, охранявший Шарбонье, а также 42-летний полицейский-мусульманин Ахмед Мерабе, погибший на улице).
Сегодня многие мировые печатные издания разместили на первых полосах материалы в поддержку Charlie Hebdo. Фото: twitter.com Погибли также 42-летний работник по обслуживанию зданий Фредерик Буассо (его убили на ресепшн), психоаналитик и колумнистка Эльза Кайа, редактор и колумнист Бернар Марис, корректор Мустафа Урад и приглашенный колумнист Мишель Рено.
КУДА МОЖЕТ ПРИВЕСТИ ЙЕМЕНСКИЙ СЛЕД?
Издатель «Шарли Эбдо» Шарбонье около двух лет назад попал в «черный список» «Аль-Каиды», сообщает Yahoo News. В марте 2013 года в веб-журнале Inspire, выпускаемом аффилированной с «Аль-Каидой» йеменской исламистской группировкой «Аль-Каида на Аравийском полуострове», были размещены фотографии девяти человек (среди них был и Стефан Шарбонье). Над фото была размещена надпись: «РАЗЫСКИВАЮТСЯ мертвыми или живыми за преступления против ислама». В списке также значились писатель, автор «Сатанинских стихов» Салман Рушди, голландский политик Герт Вильдерс и пастор Терри Джонс из Флориды, прославившийся сожжением Корана.
В то же время источники в американских антитеррористических спецслужбах, подтверждая факт занесения исламистами Стефана Шарбонье в черный список, не уверены, имеют ли йеменские сторонники «Аль-Каиды» отношение к парижскому террористическому акту или же нападавшие были просто вдохновлены интернет-публикациями йеменских исламистов. В то же время один из свидетелей трагических событий заявил, будто бы один из нападавших крикнул: «Скажите прессе, что это Аль-Каида в Йемене!»
Впрочем, йеменские джихадисты были явно не единственным источником угроз для руководства «Шарли Эбдо». Так, в июне 2013 года был приговорен к полутора годам тюремного заключения некий мужчина, который на одном из джихадистских веб-сайтов призывал обезглавить Шарба, руководителя Charlie Hebdo, из-за публикаций карикатур на Мухаммада. Этот мужчина был арестован ранее в Ля Рошели. Сам Шарб заявил тогда, что не паникует в связи с такими угрозами: «Я знаю, что это крайнее меньшинство. Большая часть – это психически больные, состоящие на учете в полиции». Говоря об угрозах в свой адрес, Шарбонье заявил своим коллегам: «Я не боюсь мести. У меня нет детей, нет жены, нет машины, нет кредита. Это звучит малость помпезно, но я предпочитаю умереть стоя, чем жить на коленях».