В чем плюсы и минусы урегулирования иранской ядерной проблемы?

В переговорах между главами МИД международной «шестерки” (Россия, США, Британия, Китай, Франция и Германия) и Ирана точку во вторник поставить не удалось.

Стороны решили несколько отодвинуть заключение всеобъемлющего соглашения по урегулированию иранской ядерной проблемы. Что ожидаю различные страны от сделки с Тегераном, кому выгодно, а кому невыгодно снятие санкций с Исламской Республики – в этом попытался разобраться «МК».

Главным драйвером переговоров с Тегераном, как известно, выступают США. Некоторые аналитики связывают стремление Вашингтона урегулировать иранскую ядерную проблему с личностью Барака Обамы. Американскому президенту во время второго срока необходимо «совершить что-то великое», считает руководитель Центра исследований внешнеполитического механизма США Института США и Канады РАН Сергей Самуйлов. «Договориться и подписать соглашение с Ираном по ядерной программе — серьезная возможность войти в историю», – отмечал в этой связи эксперт.

Есть и более прагматичные цели: «Снятие санкций даст Ирану возможность набрать серьезный вес в экономике, чтобы заменить российскую нефть и российский газ на европейском рынке, и осложнить ситуацию для России на всех остальных рынках. Для чего, собственно говоря, Обама и интенсифицировал переговоры с Тегераном», – подчеркнул президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Вашингтон, делая Тегеран полноправным экономическим игроком, рассчитывает, что Иран начнет экспортировать нефть по низкой цене. По мнению Евгения Сатановского, однако, «не только большинство конгрессменов, но и большинство американцев не верят в то, что сделка с Тегераном представляет собой что-то хорошее». «В это верят президент Обама или его госсекретарь, чей зять представляет собой иранское лобби шахских времен, и который хотел бы на плечах американской дипломатии вернуться на рынок Ирана», – уверен эксперт.

Монархии, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), давно уже не в лучших отношениях что с Сирией, где идет гражданская война, что с Ираном — практически единственной страной в регионе, открыто поддерживающей сирийского лидера Башара Асада.

У Ирана с Объединенными Арабскими Эмиратами до сих пор существует неразрешенный спор вокруг трех островов в Персидском заливе: Абу Муса, Большой Томб и Малый Томб, – которые, как считают в ОАЭ, оккупированы иранцами.

Также Тегеран обвиняется в подогревании протестных настроений среди шиитов в странах залива. Разумеется, членов ССАГПЗ беспокоит и возможность создания Ираном ядерной бомбы, но усиление республики при снятии санкции вызывает тревогу не меньшую.

Израиль как никакое другое государство последовательно выступает за сохранение санкций. По мнению премьер-министра страны Биньямина Нетаньяху, санкционный режим значительно ослабил экономику Ирана, и, в случае продолжения давления, Тегерану все равно придется отказаться от ядерной программы. Впрочем, к словам израильского премьера переговорщики не прислушиваются.

Выгоды от заключения сделки с Ираном Израилю никакой — в Тегеране открыто говорят о необходимости уничтожения еврейского государства. А бомбу, полагают и израильские политики, и некоторые эксперты, иранцы смогут создать в любой момент, даже показательно отказавшись от ядерной программы.

Россия при снятии санкций с Ирана получит, в первую очередь, относительную безопасность на своих южных рубежах, а кроме того — возможность расширения торгово-экономических отношений с Ираном. В этой сфере, впрочем, все очень непросто, считает гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. «Возможности Ирана будут усилены и он превратится в серьезного конкурента для России и других стран. С возвращением Ирана на мировую экономическую арену наши шансы выйти на иранский рынок серьезно будут ограничены, поскольку российский малый и средний бизнес практически не сможет ничего сделать по сравнению с аналогичным бизнесом западных стран, – отмечал он. – Но есть ниши, где мы совершенно точно можем действовать – уже без оглядки на санкции. Это военно-техническое сотрудничество, промышленность, ядерная энергетика, энергетика вообще, определенные ноу-хау, а товарооборот может вырасти с нынешнего $1 млрд до 5 или даже $7 млрд, что крайне выгодно нам».

Кроме того, как уже было сказано выше, выход Ирана в качестве полноценного игрока на нефтяной рынок ослабит позиции России в этой сфере.

Иран, судя по оценкам аналитиков, является главным выгодоприобретателем соглашения с шестеркой. Речь идет не только о снятии санкций как таковом, но и о его последствиях. «Эта страна может стать новым современным экономическим оазисом для инвестиций, для реализации новых технологий. Весь мир будет сейчас бороться за лучшие отношения с Ираном. Между Америкой, Европой, Китаем, Россией начнется ожесточенная борьба за лакомые куски иранской экономики. – уверен Раджаб Сафаров. – И это приведет к тому, что экономика Ирана начнет развиваться прорывными темпами».

«Иран вообще извлечет из нормализации отношений с Америкой все, что возможно», – полагает Евгений Сатановский, по мнению которого, в случае каких-то противоречий с западными партнерами, «двадцатипроцентное обогащение урана будет мгновенно возобновлено». Разумеется, Иран, освободившись от санкций, быстро нарастит не только экономический, но и военный потенциал.