Прокуроры обвинили две проправительственные газеты в публикации ложных сообщений о готовящемся плане убийства дочери президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
В феврале газеты Akşam и Güneş, принадлежащие бизнесмену из близкого окружения Эрдогана Этему Санджаку, опубликовали на первых полосах Twitter-переписку, якобы состоявшуюся между Эмре Услу, журналистом, который, по их утверждению, является таинственным осведомителем, пишущим под псевдонимом Фуат Авни, и двумя депутатами из оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Умутом Ораном и Акифом Хамзачеби.
Согласно публикации в вышеуказанных двух газетах, в переписке между Ораном и Услу обсуждался заговор с целью убийства дочери президента Сюмейе Эрдоган, которое было заказано исламским ученым Фетхуллахом Гюленом.
В свою очередь, Хамзачеби и Услу якобы обсуждали сотрудничество между НРП и «параллельной структурой» на предстоящих 7 июня парламентских выборах.
Термин «параллельная структура» был впервые введен и часто используется Реджепом Тайип Эрдоганом. Так турецкий президент называет работающих в госструктурах сторонников движения «Хизмет», вдохновленного идеями турецкого исламского ученого Фетхуллаха Гюлена. Президент обвинил движение в планировании переворота с целью свержения правительства ПСР, однако представители движения и сам Гюлен неоднократно отвергали его обвинения.
Анонимный пользователь Twitter Фуат Авни не раз предупреждал общественность, раскрывая многочисленные планы правительства по проведению полицейских операций, а также другие инициативы, в том числе и направленные против движения «Хизмет».
Оран, Хамзачеби и Услу отвергают все обвинения, а Услу, кроме того, отрицает, что он является владельцем аккаунта Фуат Авни в Twitter.
Отвечая на апелляционную жалобу со стороны Орана и Хамзачеби, Хусейн Парлаккылыч, стамбульский прокурор, работающий с преступлениями в СМИ, обвинил две газеты в «последовательных оскорблениях и клевете». Парлаккылыч и другой прокурор Мустафа Гекай подготовили в общей сложности пять исков против двух газет, сообщила в субботнем номере газета Hürriyet.
11-страничный обвинительный акт, подготовленный Парлаккылычем и отправленный в первую инстанцию 2-го Уголовного суда Бакыркёй, ссылается на отчет экспертов, которые описывают переписку в Twitter как «неумелые попытки создания ложных доказательств».
Первые слушания по делу пройдут в первой инстанции 2-го Уголовного суда Бакыркёй 8 октября.
Сфабрикованная переписка широко высмеивалась в социальных сетях. Так, когда она была впервые опубликована в Akşam и Güneş, пользователи сразу заметили, что некоторые сообщения были длиннее установленного в Twitter лимита в 140 символов. Тем не менее государственная прокуратура Анкары начала расследование по факту возможного заговора с целью убийства.
В обвинительном заключении Парлаккылыча говорилось, что он связался с государственной прокуратурой Анкары, чтобы получить оценку предполагаемой переписки в Twitter, но такая оценка не была сделана в установленные сроки.
В обвинении говорится, что газеты нарушили закон, представив истцов как членов террористических организаций, участвующих в планах покушения на убийство. При этом газеты не предоставили достаточных доказательств, а также не провели журналистского расследования для подтверждения таких претензий.
Оран ранее отверг обвинения, попросив Twitter отправить ему всю его переписку на сайте. «Вот моя переписка в Twitter в течение последних 4 лет. Здесь нет ни единого отправленного или полученного сообщения от Фуата Авни, что доказывает 73-страничный документ, отправленный Twitter. Также невозможна прямая переписка между мной и Фуатом Авни, так как ни я не подписан на него в Twitter, ни он на меня», – сообщил в марте Оран, поделившись со СМИ отчетом, предоставленным Twitter.
В сообщении, опубликованном в субботу, Оран сказал, что судебная власть через пять с половиной месяцев подтвердила, что он не имеет никакого отношения к заговору. «Правда имеет привычку проявлять себя рано или поздно. Я счастлив, что разоблачил тех, кто работает, чтобы опорочить и дискредитировать тысячи людей через предполагаемые убийства. Я буду продолжать делать все для чистого общества, честной политики и честных СМИ», – сказал Оран в своем заявлении.
Услу в субботу написал на своей страничке в Twitter, что он был мишенью для проправительственных СМИ, которые пытались дискредитировать его, обвинив в участии в предполагаемом заговоре с целью убийства дочери Эрдогана потому, что ранее он разоблачил неправомерные действия правительства Партии справедливости и развития (ПСР). Услу также задался вопросом: что скажет Сюмейе Эрдоган своему отцу, который использовал эти «бесстыжие новостные репортажи» на политических митингах.
В социальных сетях также сильно критиковали проправительственных журналистов Нуха Албайрака и Тургая Гюлера, а также руководство издания Sancak. Многие люди призывают привлечь их к судебной ответственности за сфабрикованные новостные репортажи.