Владимира Путина давно уже ждали в Крыму, и наконец, он там появился. Причем, весьма эффектно: приплыл из Севастополя в Симеиз на катере.
Этот визит вызвал бурную реакцию Петра Порошенко, объявившего, что все поездки в Крым должны быть согласованы с украинской стороной, но российский лидер даже не удостоил его ответом. Вместо этого президент провел почти двухчасовую встречу с крымскими татарами и обсудил проблемы туристической отрасли на президиуме Госсовета.
Госсовет на эту тему собирались провести еще в начале туристического сезона, но из-за занятости ВВП дотянули практически до конца: через пару недель в связи с началом нового учебного года южные здравницы и пансионаты снова опустеют до следующего лета.
Представители туротрасли надеялись, что нынешний сезон в Крыму пройдет более успешно, чем предыдущий, однако плановых показателей, несмотря на значительное увеличение турпотока, достичь пока не удалось.
По прогнозу, на крымских курортах должны были отдохнуть 4,3 млн человек, но к 1 августа до полуострова добрались только 2 млн отдыхающих (До присоединения к РФ здесь ежегодно проводили лето 6 млн человек)
При этом буквально за год отпуск в Крыму перестал быть дешевым. Самый скромный номер в гостиничном комплексе "Мрия", где проходило заседание президиума Госсовета, в августе стоит 13,5 тыс руб в сутки (самый дорогой - семейная вилла - 384 тыс.руб).
Журналистов кремлевского пула разместили в реконструированном несколько лет назад "Интуристе" за 10 с лишним тысяч рублей, хотя в прошлом году ночь в этом отеле при том же наборе услуг обходилась ровно в два раза дешевле. Встреченные корреспондентом "МК" туристы жаловались на московские цены в кафе и низкий уровень сервиса: обслуживающего персонала катастрофически не хватает, заказанный ужин приходится ждать как минимум час.
Об остром дефиците кадров говорил в своем докладе и глава республики Сергей Аксенов. Прежде туристов обслуживали сезонные работники с Украины, доля которых в турсекторе составляла около 70%. А сейчас этим приходится заниматься исключительно местному населению.
"Россияне из других регионов к нам не едут, поскольку зарплаты на полуострове ниже среднероссийских", - посетовал Аксенов. Он попросил Путина облегчить въезд трудовых мигрантов из Украины, желающих трудоустроиться в сфере обслуживания. В частности, отменить для них экзамен на знание русского языка, поскольку "все его изучали в школе". "Этот шаг покажет, что Крым является стабильным и комфортным местом работы, а также местом развития толерантности между народами", - заявил глава республики.
Однако основная дискуссия развернулась вокруг другого предложения Аксенова, а именно - разрешить продажу местного слабоалкогольного вина на ярмарках и в санаторно-курортных учреждениях в целях проведения винотерапии.
По словам главы республики, крымские эскулапы "обнаружили положительную роль вина в профилактике стрессов, инсультов и инфарктов". Однако заниматься винотерапией на полуострове сейчас невозможно, поскольку российское законодательство (в отличие от украинского) запрещает употребление вина в медорганизациях, к которым относятся санатории. "Винный туризм и злоупотребление алкоголем - это разные вещи"! - настаивал Аксенов и Владимир Путин нашел определенную логику в его словах.
- Ведь никто не запрещает человеку выйти за ворота и купить все, что душе угодно, включая крепкий алкоголь, - справедливо рассудил президент. Однако он счел необходимым поинтересоваться мнением экспертов, коих за круглым столом оказалось сразу двое - вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец и зам министра здравоохранения Татьяна Яковлева. Обе женщины, казалось, не слишком обрадовались предложению мужчин.
Г-жа Яковлева публично усомнилась в пользе вина для профилактики инфаркта и инсульта. "Разрешать употребление вина в лечебных учреждениях нельзя ни в коем случае", - заявила представительница Минздрава. Вместе с тем медицинские работники не против самого понятия "культурное винопортебление", если оно происходит в так называемых "зонах отдыха" под надзором квалифицированного персонала, заверила она.
- Ну хорошо, мы еще поработаем с формулировками, - согласился президент. Он отметил, что в нынешних условиях государство делает ставку на развитие внутреннего туризма и готово поддержать любые направления - от осмотра достопримечательностей и пляжного отдыха до гастрономических туров и агротуризма. "Отдыхать в России должно быть интересно, комфортно и выгодно", - подчеркнул он.
Пока шло заседание Госсовета, в соседнем зале уже начали собираться представители национальных общественных организаций, среди которых "главную скрипку" по традиции играли крымские татары. Глава движения "Къырым" Ремзи Ильясов первым взял слово, чтобы заверить ВВП в абсолютной лояльности проживающего на полуострове крымско-татарского населения и похвалить местные власти за оперативное решение земельных и других резонансных проблем.
"Несмотря на все провокации, мы отстояли мир и спокойствие, смогли снять политическую напряженность и разделили ответственность за ситуацию в Крыму", - заявил Ильясов.
Избегая конкретных фамилий, он посетовал на некие деконструктивные силы, которые недавно собрались на так называемый "всемирный конгресс" в Анкаре с единственной целью дестабилизировать ситуацию на полуострове.
Путин оказался в курсе дела. "Есть ряд людей, которые считают себя профессиональными борцами за права - неважно, какие это права и чьи", - также без фамилий отреагировал президент. Он добавил, что "эти люди" хотят получить международное признание и иностранные гранты: это их дело, но реализовывать свои амбиции на территории России власти им не позволят. "Это не соответствует коренным интересам крымско-татарского народа!" - отрезал ВВП.
Тут президент припомнил о деньгах, которые в рамках целевой программы были выделены на крымские достопримечательности, функционирующие в форме учреждений культуры. "Как они используются?" - поинтересовался он у главы Минкульта Владимира Мединского. Тот помявшись, сообщил, что средства - 1,6 млрд руб - до Крыма пока не дошли. Но детально расписаны вплоть до копейки.
- Не понял, деньги-то где? Где деньги? Ведь уже середина августа, - удивился ВВП.
Сергей Аксенов торопливо пояснил, что все дело в ликвидации Министерства Крыма. Мол, время (а вместе с ним и деньги) потеряны "из-за структурных процессов". Но к счастью, небезвозвратно. "100% освоение средств в этом году мы гарантируем", - пообещал он.