Все тяжкие испытания Турции, прошлые и настоящие, отмеченные подавлением демократии и закона, а также нарушениями прав и свобод, могут быть обусловлены как отказом судебной системы и госаппарата от верховенства закона, так и попаданием этих структур под опеку властей предержащих.
Борьба Турции за демократию, права и свободы длится десятилетиями и выражается в противостоянии этой опекунской системе и ментальности, поврежденной военным контролем. После многих лет борьбы, заплатив высокую цену, старый опекунский менталитет (который по-якобински не полагается на волю людей, а рассматривает их как колоду, которую можно тасовать как угодно), возможно, частично, отойдет.
В начале 2010-х многие полагали, что если в значительной степени обуздать роль армии в гражданской сфере, то опекунская структура сойдет на нет и Турция шагнет в сторону либерального демократического государства, руководствующегося законом, проверенным стандартами Европейского союза. Но в действительности этого не произошло.
После того как в 2011 году система военной опеки была подорвана, ее заменил другой режим опеки – более властный, более деспотичный и куда менее этичный, чем старый. Неохотно освобожденное армией пространство заполнила чрезвычайно мотивированная группа политиков, которые быстро вернулись к своим политическим исламистским корням. И, естественно, в соответствии с их радикальными исламскими идеалами, им необходимо установить однопартийный режим, а затем и «режим одного человека».
Сегодня, с уменьшением влияния армии в политике и ее униженной ролью в обществе, военная опека не имеет места для обсуждения. Но существует опека одного человека, регулярно нарушающего Конституцию и не имеющего ни малейшего уважения к закону, правилам или конвенциям, забывшего о своих реальных полномочиях и обязанностях. Эта опека посеяла хаос в независимой судебной системе в результате коррупционных скандалов, пошатнувших общественность 17 декабря 2013 года. Она не выказывает никакого уважения к воле избирателей, высказанной на выборах 7 июня 2015 года.
Вместо того чтобы соблюдать закон, она внесла изменения в судебную систему и работу полиции в соответствии со своими интересами и ожиданиями сторонников. После этого не осталось ни закона, ни судебного ведомства, которым можно было бы, как минимум, доверять. Эта новая так называемая судебная система управляется непосредственными директивами одного человека, танцует под дудку одного человека и не обращает внимания на необходимость законности или легитимности расследований или принимаемых решений.
В 2014 году, в рамках комплексной охоты на ведьм, все неугодные одному человеку группы, прокуроры и судьи были заклеймены, а их места заняли новые, лояльные к его власти, став кирпичиками в стене новой опекунской структуры. В результате воинственного подхода и решений горстки прокуроров и судей, работающих в замкнутой цепи, в Турции ничего не осталось от свободы предпринимательства, неприкосновенности собственности, свободы печати, свободы выражения мнений и правовой безопасности.
Эта деспотичная структура, ставшая куда более опекунской, чем бывшая ранее, создает все больше незаконных учреждений нео-опеки. Тот, кто отказывается присягнуть на верность одному человеку или пытается противостоять его пожеланиям, мгновенно становится объектом и жертвой системы нео-опеки. Попечительство, которое обычно рассматривается как фактор безопасности и доверия, стало одним из самых эффективных инструментов нео-опеки. По указанию одного человека были начаты расследования, а прокуроры сфабриковали обвинения без конкретных доказательств с целью обвинить самых известных турецких бизнесменов, большинство законопослушных групп и самых популярных журналистов и интеллектуалов в членстве или лидерстве в террористических организациях.
Тех, кто выступает против тирании одного человека, разрушающей страну как в страшных кошмарах, подлежит подвергать самой грязной клевете и оговорам в СМИ, которые всего за несколько дней на 80% стали провластными и спешат заниматься черной пропагандой в интересах одного управляющего. Затем чиновники (готовые сделать все ради него) запускают в отношении этих людей расследования и судебные процессы с бессмысленными обвинениями.
Когда они считают, что неугодные люди достаточно демонизированы в глазах масс, они идут дальше, к следующей фазе. Даже если вы самая успешная компания в стране, создавшая наиболее успешные национальные бренды, они конфискуют ваши компании, дома и недвижимость, как мафия. Они решительно захватят СМИ. Они готовы делать любые гадости, чтобы наиболее известные и опытные журналисты и интеллектуалы в Туцрии были уволены со своих рабочих мест и отправлены в тюрьму на смешных основаниях.
За многие десятилетия эта страна сильно пострадала от деспотизма опекунской ментальности, и сегодня она глубоко скорбит от произвола, беззакония и деспотизма национального опекуна, помещенного на самый верх страны, который считает, что он может управлять народом (считая народ бессознательным стадом) как захочет благодаря манипуляции в СМИ и кровавым методам психологической войны. Тот, кто отказывается закрывать глаза на коррупцию, воровство, растраты, сомнительные отношения с радикальными организациями, беззакония и произвол, причастен к угнетению и тирании, творимым национальным опекуном.
Газеты конфискованы; журналисты уволены, осуждены, отправлены в тюрьмы, физически атакованы; академики запятнаны и отправлены в отставку; университеты под угрозой закрытия; предприниматели вынуждены подчиняться угрозам; собственность тех, кто противостоял, конфискована, а сами они находятся в заключении...
Каждый день газета, телеканал, журналист или интеллектуал получает свою долю беззаконного гнева этого национального управляющего. Пример – то, что произошло в редакциях газет Zaman, Today's Zaman и еженедельника Aksiyon в среду вечером. На СМИ, стремящиеся сохранить демократическую критическую дистанцию между собой и одним человеком, по указанию этого национального опекуна напали вандалы и агрессивные полицейские, мобилизованные прокурорами/судьями опекунской структуры.
Безжалостную агрессию, публично направленную на крупнейший турецкий СМИ-конгломерат медиа-группу Zaman всего за несколько дней до встречи G-20 на высшем уровне, можно рассматривать как конкретные доказательства прогресса гегемонии одного человека и опекунского режима, созданных в этой стране. Турция, к сожалению, превратилась в страну с тираническим гражданским опекунским деспотизмом и самовольной национальной системой попечительства. Это позор как для страны, так и для всего мира!