Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу выразил надежду, что продолжающиеся переговоры о воссоединении разделенного острова достигнут фазы, когда страны-гаранты – Турция и Великобритания – примут в них участие.
Это заявление премьер сделал после беседы с президентом Северного Кипра Мустафой Акынджи, состоявшейся в четверг во время Всемирного экономического форума в Давосе. Давутоглу выразил удовлетворенность тем, что Акынджи присутствовал на дипломатической встрече такого высокого ранга, и выразил надежду, что в ближайшие месяцы две стороны достигнут успеха в переговорах.
Премьер также сказал, что за время визита в Лондон в начале этой недели у него была возможность обсудить данный вопрос с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном и позднее, в четверг, – с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном.
Вопрос права собственности на утерянную недвижимость является наиболее сложным среди шести основных тем, которые будут обсуждаться в ходе переговоров. «На данный момент основное внимание будет уделено достижению соглашения с минимальными, насколько это возможно, отступлениями, между турками-киприотами и греками-киприотами, которые потеряли свои дома до 1974 года, а также в другое время. «Мы ищем способы определения, кто именно будет иметь право на восстановление прав на имущество [недвижимость], а кто получит другие виды компенсаций», – заявила спецпредставитель генсека ООН по Кипру Эспена Барт Эйде в интервью турецкому изданию Sabah.
Средиземноморский остров был разделен в 1974 году, после того как греческая военная хунта организовала переворот против законного правительства Кипра. Турецкие власти, видя в этом опасность своим интересам на Кипре, высадили свой военный корпус, который занял около трети территории острова. Кипр был разделён на две части – южную греческую и северную турецкую.
Греческий Кипр, занимающий южные две трети острова, провозгласил себя Республикой Кипр. Позднее республика получил международное признание, вступив в Европейский союз в 2004 году. Процесс вхождения состоялся несмотря на замечания представителей ЕС, утверждавших, что для начала на острове должен быть заключен постоянный мир. Северная треть острова – Турецкая Республика Северного Кипра – была признана только Анкарой и до сих пор оставалась в значительной степени изолированной.