Эртугрул Гюнай: Я предупреждал, что не надо лезть в Сирию

Бывший министр туризма и культуры Турции Эртугрул Гюнай в беседе с журналистами издания Zaman прокомментировал события, происходящие в Сирии.

Опытный политик, занимавший кресло министра в кабинете Реджепа Тайипа Эрдогана, когда еще нынешний президент был премьер-министром страны, заявил, что предостерегал Эрдогана «не вмешиваться в сирийский конфликт», пока события в Сирии не переросли в гражданскую войну. Однако тогда Эрдоган ответил ему: «Не беспокойтесь, операция завершится за 6 месяцев».

Гюнай, сетуя на то, что несведущие в плане исторических и географических реалий турецкие руководители привели страну к трагедии, сказал: «Мы в значительной мере ответственны за то, что Сирия превратилась в Афганистан. Судя по тем несчастьям, которые переживает Турция, мы на своей границе создали второй Афганистан. Нельзя управлять страной, руководствуясь ненасытным желанием заполучить что-либо, безрассудством и гневом. Всё это приводит к трагедии. Партия «Единение и прогресс» и ее неудержимые желания привели к краху османов. Милошевич довёл до трагедии Югославию, а Саддам – Ирак. Тот, кто руководит, должен учить свою историю и знать её».

По словам Гюная, Партия справедливости и развития (ПСР) за те пять лет, которые она посвятила «поиску приключений», свела на нет имеющиеся достижения. «Жаль, что ПСР довела как себя, так и страну до такого положение, когда идти вперёд становится очень непросто», – пояснил он.

Вот некоторые отрывки из интервью Эртугрула Гюная:

«У нас на востоке образовался второй Афганистан»

Я один из тех представителей бывшего правительства, которые говорили о том, что нам не следует вмешиваться в сирийские дела в самом их начале. Я говорил, что мы должны держаться подальше от проблем в Сирии, что мы должны продолжать играть роль арбитра в регионе. Полученный мною тогда ответ не внушал опасений. Предполагалось, что вопрос будет разрешён в течение 6 месяцев – такой ответ был дан на высказанные нами опасения и рекомендации. Прошло уже 4 года с тех пор, как я получил такой ответ. Я с грустью отмечаю, что вопрос не разрешится и за 6 лет. Боюсь, что негативные последствия будут ощущаться ещё 16 лет, поскольку у нас на востоке – как уже говорят некоторые члены правительства, да и так это видно – возник второй Афганистан. И те проблемы, с которыми сталкивается Пакистан, теперь касаются и нас.

«Невежество и одержимость так же опасны, как и измена»

Во внешней политике нельзя руководствоваться мнимым героизмом. Героизм, невежество и одержимость во внешней политике, хотите вы того или нет, порой дают результаты, сопоставимые разве что с изменой. Вами может руководить чрезмерный патриотизм, но если вы смотрите на внешнюю политику через призму фанатизма, не зная собственной географии и истории, и пытаетесь компенсировать все эти свои изъяны героизмом и храбростью, то ваш удар об стену будет таким, что последствия по их тяжести можно будет сравнить с изменой. Партия «Единение и прогресс» (İttihad ve terakki - политическая партия младотурок 1889-1918 гг. - ред) тому пример. Я не могу утверждать, что члены этой партии не были патриотами, но если бы они не были патриотами и хотели бы положить конец Османской империи, они бы сделали то же самое. Поэтому нам следует как можно скорее отдалиться от сирийской проблемы.

«Вот это подражательство»

Я не стану называть «неоиттихадизмом» то, что мы наблюдаем сегодня. Я считаю, что и неокемализм будет неким доброжелательством. То, что они делают, называется подражательством. Имитация чего-либо никогда не бывает похожа на оригинал и всегда смотрится смешно. Да, смешно. Но когда те, кто управляют государством, оказываются в смешном положении из-за того, что их имитация не удалась, они на этом не останавливаются и заставляют страну дорого платить за это. Государством нельзя управлять, идя на поводу у мнимого героизма, который питают ненасытные желания, честолюбие, гнев и особенно невежество. Те, кто стоит во главе государства, обязаны обладать некоторыми знаниями. По крайней мере они должны знать собственную историю. Не имея нужного образования, они, произнося большие, но дикие речи, способны нарушить международное равновесие, а необдуманные выпады во всём мире приводят к катастрофе.

«Мы несём большую ответственность за распад Сирии»

Турция рассказывает миру, что открыла свои двери 3 миллионам сирийцам. Но из них только 250 тысяч размещены в лагерях, остальные нашли убежище под мостами, на улицах и у дверей мечетей… Мы оказались вовлечены в процесс, из-за которого народ остаётся без родины и дома. За это надо будет платить. Мы ответственны за распад Сирии. И мы будем ещё 10 лет ощущать на себе груз этой ответственности, которая поставит нас в трудное положение. Мы уже понесли большие потери, и пока ошибка не будет исправлена, будет расти риск увеличения потерь.

«Мы должны извлекать урок из истории и отказаться от этнической политики»

Те, кто стоит у власти, прежде всего должны очень хорошо знать свою собственную историю и историю региона. Политика иттихадистов привела к тому, что империя, и без того движущаяся к своему концу, пала слишком быстро и были потеряны многие территории. По сути, партия «Единение и прогресс» захватила власть в стране во время некоего кризиса, и ее руководство, хоть и не лишенное идеалистических взглядов и патриотизма, тем не менее не имело опыта. Гнев и честолюбие преобладали у них над способностями, опытом и знаниями. Османская империя, находящаяся тогда в их руках, уменьшилась территориально настолько, насколько мы даже не могли предположить. Это тот самый урок, который мы должны извлечь из истории. Этому уроку уже 100 лет. Значит, надо отказываться от политики, где гнев и жажда чего-либо преобладают над реальными возможностями. Надо немедленно отказаться от политики, построенной на разделении по этническому признаку и религиозным соображениям.