Встреча президентов Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и России Владимира Путина стала очередным признаком ухудшения отношений Анкары и Вашингтона. Провалившаяся попытка переворота в Турции явилась моментом истины.
Анкара и Вашингтон более не разделяют общие ценности и интересы. Такое мнение высказали в среду в электронной версии газеты «Уолл-стрит джорнэл» политологи Стивен Кук из вашингтонского Совета по международным отношениям и Майкл Коплоу из Форума израильской политики, пишет ТАСС.
США и Турции не найти общий язык
«Встреча на этой неделе между президентами Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и России Владимиром Путиным, призвавших к расширению двусторонних отношений, стала очередным признаком ухудшения связей США и Турции после неудавшегося переворота», - убеждены авторы совместной статьи.
Они обращают внимание, что в прошлом между Анкарой и Вашингтоном возникали трения, например, после вторжения Турции на Кипр в 1974 году и оккупации американскими войсками Ирака в 2003 году. «Лидерам США и Турции, однако, удавалось найти общий язык. Но на этот раз все иначе», - считают политологи. Они аргументируют свое мнение тем, что сейчас лидеры двух стран «видятся с глазу на глаз крайне редко». Оба государства расходятся во взглядах по таким вопросам, как Сирия, неотложность отстранения президента Башара Асада от власти, поддержка курдов на севере САР, территориальная целостность Ирака и целесообразность сохранения режима санкций против Ирана. По оценке экспертов, наиболее наглядно расхождения проявились на примере военной базы Инджирлик, которая стала форпостом действий антитеррористической коалиции против группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ). «Турки вынудили США вести целый год переговоры с целью использовать ее для воздушных ударов по ИГ», - пояснили Кук и Коплоу.
Беспрецедентный гнев турков на США
«Путч вызвал в Турции беспрецедентный гнев на Вашингтон, эта реакция усугубила кризис в двусторонних отношениях», - констатировали авторы статьи. Они напоминают, что после неудавшейся попытки переворота Белый дом дважды заявлял о поддержке «демократически избранного правительства Турции». «Этого было более чем достаточно для лидеров Турции, чтобы приглушить муссирование теорий заговоров в СМИ и социальных сетях, которые обвиняют США в соучастии в заговоре. Тревожно значительное число турков считают виновным Вашингтон, так как он в соответствии с положениями договора об экстрадиции с Турцией не выдает ей исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, который проживает в штате Пенсильвания и которого Анкара обвиняет в подготовке попытки госпереворота (15 июля)», - добавили эксперты.
США реагируют боязливо
По их оценке, реакция США на подозрения и обвинения «была боязливой, практически без единого слова публичного протеста». «Беспочвенные обвинения в адрес Соединенных Штатов указывают на способность Эрдогана ограничить Америке доступ на базу Инджирлик только ради демонстрации того, что он может это сделать. Для США будет мудрым разработать план передислокации сил вне пределов Турции, позаботиться об использовании аэродромов на Кипре, в Иордании и в Иракском Курдистане», - предложили эксперты. «Все это должно окончательно прояснить картину американским политикам и продемонстрировать им, что Турцию и США более не объединяют общие ценности и интересы. Вместо того, чтобы не обращать внимание на эксцессы Эрдогана, надо поискать себе более надежных союзников», - подытожили политологи. Президенты России и Турции - Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган - провели во вторник первые переговоры после восьмимесячного периода охлаждения отношений, вызванного атакой турецких ВВС в ноябре прошлого года на бомбардировщик Су-24 ВКС РФ, который участвовал в антитеррористической операции в Сирии. Россия потребовала извинений, наказания виновных и компенсации ущерба. До выполнения этих требований Москва фактически прекратила контакты с Анкарой, а также ввела запрет на поставки турецкой продукции в РФ, привлечение граждан Турции к некоторым видам трудовой деятельности на территории России, а также на чартерное авиасообщение. В июле Эрдоган направил письмо на имя Путина с извинениями за инцидент.