Почему Анкара против участия курдов на переговорах в Астане

Намеченные на 23 января переговоры по Сирии в казахской Астане рассматриваются экспертами в качестве нейтральной площадки, где возможно будут достигнуты ключевые договоренности, которые в той или иной степени смогут удовлетворить заинтересованные стороны.

Многие российские политологи считают, что соглашения Астаны окажутся более жизнеспособными в отличие от сентябрьских российско-американских соглашений в Женеве, поскольку в переговорах участвуют крупные региональные игроки в лице Турции и Ирана, а также укрепившаяся на мировом уровне Россия.

Отметим, что в состав переговорщиков по Сирии не включены США, поддерживающие сирийских курдов. При этом Анкара в лице главы турецкого МИД Мевлют Чавушоглу четко обозначила свою позицию против участия курдского «Демократического союза»(PYD) в переговорах в Казахстане. Смогут ли курдские силы оформиться в политическую силу и выторговать автономию для Курдистана или хотя бы сохранить часть подконтрольных курдским бойцам территорий, пояснил руководитель политического направления центра изучения современной Турции Юрий Мавашев.

«Главной целью турецкой военной операции в Сирии «Щит Евфрата» с самого начала было разбить объединение курдских кантонов (Джазира, Кобани, Африн - прим. авт). Признание Анкарой «Демократического союза»(PYD) террористической организацией, а также полномасштабная кампания против Рабочей партии Курдистана (РПК) и ее пособников делает переговоры за одним столом с курдами невозможными. К тому же, и курдские силы, снабжаемые США оружием, не готовы прекратить борьбу за автономию в Сирии», - уверен эксперт.

Мавашев также подчеркнул, что курды не являются равными по политическому весу остальным участникам переговоров. И властям Турции вряд ли придется пересматривать свои отношения с сирийскими курдами.

«По сирийским курдам Эрдоган ведет последовательную линию - отходить от нее, значит, продемонстрировать слабость,- добавил эксперт. - В этих условиях на фоне общего ослабления страны отказываться даже от небольшого успеха в Сирии, Анкара не станет. Турции важно сохранить лицо перед своими гражданами, а пойти навстречу сирийским курдам означает предать национальные интересы».

Тем не менее, тюрколог не исключает возможность заключения соглашения между сирийскими курдами и властями Турции, подчеркивая, что оно будет менее выгодным для первых, чем для вторых переговорщиков. Так называемое соломоново решение будет найдено на уровне кулуарных соглашений и выбор у курдов невелик.

-Если соглашение и произойдет, то на условиях бартера - сохранение статуса-кво по контролируемым турецкими военными территориям, а курдам придется удовлетвориться тем, что есть у них. В этом смысле Россия и Иран могут убедить турецкую и курдскую стороны отказаться от дальнейших военных действий ради реализации договоренностей по политическому урегулированию конфликта. В этой истории курдам придется пожертвовать своими интересами, поскольку у них нет легитимного государства и позиция непризнанного Курдистана намного слабее, нежели у других региональных игроков.

На вопрос о том, удастся ли курдам выторговать выгодные условия при разрешении сирийского конфликта, тюрколог отметил, что автономизация Курдистана теоретически возможна только при давлении Москвы на Дамаск и на Анкару. Однако власти САР продемонстрировали, что не готовы идти навстречу курдам, поскольку между Турцией и Сирией существует негласное соглашение по курдскому вопросу.

«Переговоры Дамаска с курдами означает размен соглашений с Анкарой, так что никакой автономизации Курдистана в краткосрочной перспективе не будет, ведь это поддерживается на уровне трехсторонних договоренностей Россия-Иран-Турция», - подчеркнул востоковед Мавашев.

Более того, Тегеран также не заинтересован в автономности сирийского Курдистана, поскольку в самом Иране с почти восьмимиллионной диаспорой курдов может возникнуть тот же вопрос. Тем не менее, Турция вряд ли сможет бойкотировать участие сирийских курдов в переговорах в Астане - Анкара не располагает достаточными инструментами, чтобы повлиять на ситуацию с недопуском курдов в Астану.

-Что может сделать Турция? У Эрдогана нет рычагов давления на Москву, но, поскольку сейчас российско-турецкие дипломатические и военно-стратегические отношения приобрели более осязаемую форму, то решение может быть найдено. Россия - единственная надежда курдов, в то же время, если Москва хочет, чтобы началось политическое урегулирование в Сирии, придется считаться с мнением Анкары. В любом случае, курды будут потерпевшей стороной, ведь им придется выбирать между плохим и худшим вариантом развития событий, - резюмировал эксперт.