Малайзия рассматривает возможность совместного с Турцией производства военной техники

После выхода Турции из программы F-35 Анкара официально предложила Малайзии сотрудничество в области разработки и производства истребителя нового поколения, а также усовершенствованного реактивного учебно-боевого самолёта (УБС) легкого штурмовика.

Предложение касается разработок государственной компании Turkish Aerospace Industries, TAI - TF-X и Hürjet, соответственно, уточнили представители правительства Малайзии. TF-X мог бы обеспечить будущие потребности ВВС юго-восточного королевства в новых истребителях, передаёт ТАСС.

Соответствующая программа по замене авиапарка стартует, как ожидается, в 2030 г, а решение о закупках планируется принять в 2035 г. Выбранный в ходе тендера истребитель должен постепенно заменить состоящие на вооружении ВВС Малайзии самолёты Су-30МКМ компании «Сухой» и F/A-18D Hornet компании Boeing. В то же Hürjet может принять участие в программе закупки малайзийскими ВВС лёгких боевых самолётов LCA (Light Combat Aircraft). Если она будет профинансирована, первый из предполагаемых к приобретению 36 самолетов будет заказан в 2021 г - за год до первого запланированного полета Hürjet в 2022 г.

Как сообщается один и-з высокопоставленных официальных лиц Малайзии, предложения Анкары анализируются. В то же время он предупредил, что соответствующие обсуждения находятся на предварительной стадии. Турецкие предложения, по его словам, предусматривают совместное выполнение работ TAI и малайзийскими компаниями по разработке и производству обоих самолетов. Никакой детальной информации он не представил. Турция предложила Малайзиии аналогичное сотрудничество и в ряде других областей, в частности, в области создания вертолетов, беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и турбовинтовых учебно-тренировочных самолётов Hurkuş. Помимо Малайзии Анкара обратилась с предложением о кооперации к Бангладеш, Индонезии и Пакистану. Что касается юго-восточного королевства, с ним впервые вопрос обсуждался в ходе официального визита в Турцию премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада в июле 2019 г.

В то время он сообщил малазийским СМИ, что Турция готова поделиться своими оборонными технологиями - привилегия, редко предоставляемая какой-либо компании или стране. Переговоры продолжились во время саммита в Куала-Лумпуре в декабре 2019 г, в котором принял участие президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. На полях этого саммита малайзийские и турецкие компании, в том числе TAI, подписали ряд соглашения в поддержку потенциальных программ в области оборонной торговли и оборонно-промышленного сотрудничества.

Другой источник в правительстве сообщает, что подписанные соглашения являются предварительными и будут зависеть от контрактов малайзийского правительства. TAI активно сотрудничает с Малайзией с 2017 г, когда она в партнерстве с малазийским оборонным подрядчиком DRB-Hicom Defence Technologies DefTech предложила средневысотный БЛА большой продолжительности полёта Anka для обеспечения новых потребностей ВС страны в оборудовании наблюдения, разведки и сбора информации (НРСИ). Также турецкая корпорация сотрудничает с ассоциированной с DefTech компанией CTRM Sdn Bhd, которая производит изделия из композиционных материалов (КМ) для Airbus и Boeing. Предполагается, что CTRM будет поставлять для TAI композитные компоненты в рамках офсетных обязательств по покупке БЛА Anka.

Anka, как и ряд других беспилотников класса MALE (medium-altitude, long-endurance), в том числе, из США и Китая, оценивается военно-воздушными силами в рамках начальных требований на закупку до четырех платформ данного типа. Потенциальная закупка была одобрена правительством Малайзии, хотя финансирование ожидается только к 2021 г. Несмотря на оптимизм турецкой стороны по поводу возможностей совместного производства, в конечном счёте двустороннее сотрудничество будет зависеть от решения правительства Малайзии в отношении финансирования закупок новых истребителей и другой военной техники. В то же время разделение труда при создании новых технологий является сложным вопросом, поскольку в Малайзии нет государственных компаний, которые могли бы инвестировать в эти программы. В то же время малайзийские частные оборонные компании в основном являются дочерними фирмами открытых акционерных обществ, которые намерены получать доход от своих инвестиций. Кроме того, принимая решение о присоединении к любой из предлагаемых Турцией программ, правительство Малайзии также должно будет выбрать технику для развертывания на вооружении своих ВС без проведения тендера, что противоречит политике королевства, согласно которой все контракты на закупку должны отбираться на основе открытого конкурса.