Жозеп Боррель, глава дипломатии Евросоюза, заявил, что Европейский Союз «протягивает открытую руку Турции в надежде, что она её схватит».
В своей записи, опубликованной 18 декабря, Боррель указал, что отношения блока с Турцией были одной из самых больших проблем ЕС в 2020 году и, вероятно, останутся таковыми и в 2021 году.
«У нас ещё есть шанс переориентировать наши отношения. ЕС протягивает Турции открытую руку в надежде, что она схватит её, и повестка дня, представленная лидерами ЕС, ясна. Я готов, работая вместе с комиссией и государствами-членами, обсудить наши предложения по позитивной повестке дня с Турцией и изучить пути продвижения наших отношений вперед. Это могло бы также включать укрепление регионального сотрудничества через Восточно-средиземноморскую конференцию. Но для того, чтобы всё это произошло, действия, которые могут быть сочтены агрессивными или противоречащими интересам ЕС, должны быть прекращены», — добавил он.
По словам Борреля, ЕС не сможет достичь стабильности на континенте, если не найдёт правильный баланс в отношениях с Турцией и Россией.
Коснувшись участия Турции в Сирии и Ливии, а также её разведочной и буровой деятельности в Восточном Средиземноморье, Боррель отметил, что отношения блока с Турцией «очень сложны» и имеют много измерений.
Он также заявил, что вопросы между Грецией и Турцией по морским спорам и переговоры по кипрскому урегулированию «являются вопросами, которые больше нельзя откладывать».
«Направление обоих вопросов через соответствующие дипломатические и технические процессы имеет важное значение для создания пространства для здоровых отношений между ЕС и Турцией», — добавил Боррель.
Заявив, что отношения блока с Турцией имеют «глубокие исторические корни», Боррель отметил, что нынешнее направление их движения «похоже, уводит её (республику — ред.) всё дальше от ЕС».
«Это касается её внутренних событий, особенно в отношении основных свобод, но также и внешнего участия Турции. Последнее приобрело ещё большую актуальность в 2020 году, будь то в Сирии и Ираке, в Ливии, где оно поменялось ролями в очень трудные для правительства национального согласия моменты, или в Нагорном Карабахе, где его поддержка привела к крупной победе Азербайджана. <...> Турция стала региональной державой, с которой приходится считаться, и добилась неоспоримых успехов. К сожалению, в ряде случаев международная повестка дня Турции не очень хорошо согласуется с политикой ЕС, и её методы не соответствуют методам ЕС», —указал Боррель, сославшись также на «сильное сопротивление» Турции военно-морской операции ЕС «Ирини».
По словам Борреля, все перечисленные им факторы поднимают «фундаментальные вопросы о целях Турции».
«И тот факт, что Турция является кандидатом на вступление в ЕС, ставит ЕС в такое положение, когда он имеет право задавать эти вопросы. Нет никаких сомнений в том, что нам предстоит добиться большого прогресса в проведении честного и глубокого диалога с Турцией по этим вопросам, а Турции — в предоставлении ответов», —подчеркнул он.
Боррель, отметив, что ЕС должен будет принять решительные меры, чтобы убедить Турцию в том, что она серьёзно настроена и полна решимости обеспечить уважение интересов блока, если отношения Анкары и ЕС продолжатся по нисходящей спирали, заявил, что «прочные отношения сотрудничества с Турцией станут важным вкладом в европейскую стабильность».
«Точно так же Турции будет трудно найти лучшего партнёра, чем ЕС. Наши экономики связаны, ЕС на сегодняшний день является главным импортным и экспортным партнёром Турции, а также источником инвестиций. Процветание и безопасность Турции как союзника по НАТО требуют прочных отношений с ЕС. Устойчивых альтернатив этому нет. И большая часть общества, согласно последним опросам, по-прежнему смотрит на ЕС как на полезный пример для дальнейшего развития», —добавил Боррелл.
Главный дипломат ЕС закончил свой пост с акцентом на диалог.
«Помимо чётких шагов со стороны Турции и изменения её негативных действий и риторики последних месяцев, мы должны найти способ вернуться к честному и эффективному диалогу и усилиям, а также к сильному взаимодействию и приверженности со всех сторон, в том числе со стороны наиболее пострадавших государств-членов ЕС. Нам нужно вернуть энергию в наши переговоры друг с другом, а не друг о друге. Откровенно говоря, мы можем либо двигаться к взаимовыгодной повестке дня, либо страдать от последствий наших взаимных недоразумений. У меня нет сомнений относительно моего собственного выбора», — заключил он.