Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отдаляет свою страну от Европы, меняя при этом характер политики в стране с помощью президентской системы, заявил в понедельник бывший премьер-министр Ахмет Давутоглу.
В интервью греческой газете Kathimerini лидер оппозиционной Партии будущего рассказал, что Эрдоган изменил систему управления страной, несмотря на предупреждения, что повлекло соответствующие перемены в политике Турции.
«Нынешняя позиция руководства страны уводит Турцию от европейской модели демократии и управления», — сказал экс-премьер-министр.
Президентская система Турции, вступившая в действие по итогам выборов в июне 2018 года, оказалась в центре критики за ликвидацию поста премьер-министра при передаче исполнительных полномочий президенту, который руководит страной в рамках системы ограниченных сдержек и противовесов, указывается в статье.
Вместе с тем Эрдоган считает, что нынешняя система способствует более плавной работе правительства, отклоняя призывы оппозиции вернуться к парламентской форме правления.
Система повлияла на внешнюю политику, сказал Давутоглу, подчеркнув, что личные контакты превалируют над долгосрочными стратегиями.
«Если у Эрдогана хорошие отношения с президентом России Владимиром Путиным, то отношения с Москвой тоже хорошие. То же самое касается и бывшего президента США Дональда Трампа», — заявил лидер Партии будущего.
Издание напоминает, что Давутоглу занимал пост премьер-министра и председателя правящей Партии справедливости и развития (ПСР) с 2014 по 2016 год, после чего в свете разногласий с Эрдоганом он был вынужден покинуть данный пост. Он ушел из партии в сентябре 2019 года, а в декабре того же года сформировал своё собственное политическое движение, конкурирующее с ПСР.
Что касается вопроса Восточного Средиземноморья, где Турция и Греция ведут спор по поводу углеводородных ресурсов, Давутоглу полностью поддержал позицию Анкары.
«У Турции самая длинная береговая линия в Средиземном море. Тот, кто думает, что через Кастелоризо и Кипр они могут заблокировать Турцию в заливе Антальи, должны знать, что мы полны решимости принять ответные меры», — сказал он.
Турция и Греция имеют похожие притязания на территориальные воды в регионе. Анкара оспаривает позицию Афин, настаивая на том, что небольшие греческие острова у турецкого побережья не должны приниматься во внимание при определении морских границ.