Турция, по всей видимости, в ближайшее время добьётся ряда крупных дипломатических успехов в отношениях с США, Объединёнными Арабскими Эмиратами и Египтом, считает аналитик Цви Барэль.
Накануне захвата Афганистана талибами в августе бывшее афганское правительство и Соединённые Штаты договорились, что турецкие войска будут обеспечивать безопасность международного аэропорта Кабула после того, как силы коалиции под руководством США покинут страну 31 августа, отмечает он в статье для Haaretz. Анкара, увидев возможность улучшить отношения с США, согласилась. Несмотря на то, что турецкие войска покинули Афганистан, а «Талибан» теперь полностью контролирует Кабул, Турция по-прежнему остается «единственным кандидатом на управление и обеспечение безопасности аэропорта».
Анкара хочет, чтобы её силы охраняли объект, в то время как «Талибан» (запрещено в РФ) решительно выступает против любого иностранного присутствия. По мнению Барэля, несмотря на это, близкий союзник Турции Катар, «вероятно, убедит "Талибан" отказаться от этого требования, если он хочет добиться международной легитимности и, что более важно, если группа серьезно намерена привлечь иностранных инвесторов для восстановления страны».
Аналитик ожидает, что Анкара и Доха «смогут пожать плоды своего альянса в Афганистане», поскольку Турция теперь «становится желанным союзником» для Соединенных Штатов.
«Американская администрация, которая не исключает связей с Талибаном, не имеет официальных отношений с афганскими боевиками в связи с чем ей понадобиться посредник, даже если им окажется Турция, не говоря уже о ее союзнике Катаре», — отмечает Барэль.
Связи между Турцией и региональным соперником Объединёнными Арабскими Эмиратами также значительно улучшились в последние месяцы. 31 августа президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и наследный принц ОАЭ Мухаммед бен Заид провели сердечный и продуктивный телефонный разговор, подчёркивает он.
Пересмотр ОАЭ своих отношений в регионе, возможно, побудил их к сближению с Турцией, членом НАТО и одним из самых могущественных государств в регионе, указывает автор. Как бы то ни было, это впечатляющий прорыв для Турции, которая, как отмечает аналитик, «в течение многих лет хотела укрепить свое влияние в Персидском заливе, но была грубо отвергнута».
Обновление связей ОАЭ с Турцией также может привести к возобновлению дипломатических отношений между Анкарой и Каиром.
Барэль добавляет, что в то время как Египет, вероятно, намерен выдвинуть несколько предварительных условий, очевидно, что Каир, как и ОАЭ, вот-вот изменит свою позицию, и то, что до этого года казалось нереальным развитием событий, станет ещё одним доказательством того, что никогда нельзя говорить «никогда», когда дело касается внешней политики.