Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган хочет вывести улучшение отношений между Турцией и Израилем на новый уровень, который будет включать повторное назначение послов и возобновление военного сотрудничества, считает журналист Цви Барель в израильской газете Haaretz в пятницу.
Напомним, что Ибрагим Калын, главный советник и пресс-секретарь Эрдогана, присоединился к заместителю министра иностранных дел Турции Седату Оналу во время визита в Израиль на этой неделе, чтобы обсудить возобновление дипломатических отношений между двумя странами.
Барель отмечает, что это была не первая встреча высокопоставленных турецких и израильских чиновников. Это следует за несколькими встречами с израильскими дипломатами в Турции, долгими телефонными звонками и даже сотрудничеством, с целью помешать похищению израильского бизнесмена Яира Геллера в Стамбуле иранскими агентами. Это было частью тесных отношений, установившихся между израильской разведкой Моссад и Хаканом Фиданом, главой турецкой разведки.
«Эрдоган хочет вывести эти отношения на новый уровень, что влечёт за собой назначение послов, возобновление военного сотрудничества и расширение торгового сотрудничества в рамках своего регионального и глобального влияния», — пишет Барель.
Аналитик уточняет, что турецко-израильские связи ухудшились с мая 2010 года, после нападения израильским спецназом на турецкое судно «Мави Мармара», в результате которой погибли девять турецких граждан. Через шесть лет тогдашний премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху извинился перед Эрдоганом и подписал соглашение о выплате 20 млн долларов компенсации семьям погибших. Несмотря на это, отношения не улучшились. В 2018 году обе стороны отправили дипломатов домой и обменялись оскорблениями после боевых действий в Газе.
Вместе с тем у турецкого правительства также расстроились отношения с Египтом после переворота в этой стране в июле 2013 года. Анкара отказалась признать законным президента Египта Абдель-Фаттаха ас-Сиси и, как утверждается, предоставила убежище лидерам «Братьев-мусульман», которых Египет считает террористической организацией.
Однако, отмечает Барель, учитывая современный подход Эрдогана, он пытается укрепить связь с Объединёнными Арабскими Эмиратами и Саудовской Аравией.
«Если бы кто-нибудь менее года назад предположил, что ОАЭ будут исполнять турецкий гимн возле дворца правителя, его бы отправили, по крайней мере, для наблюдения (в больницу — ред.)», — удивляется Барель.
Но меж тем, уточняет аналитик, остаётся открытым вопрос о том, готова ли Турция «оплатить требования государств региона дипломатической валютой». Например, Египет хочет экстрадиции нескольких высокопоставленных членов «Братьев-мусульман». ОАЭ хотят отказать в гражданстве лидерам группировки, а Израиль хочет закрыть офисы ХАМАСА в Турции.
По словам Бареля, Эрдоган прекрасно знает, что возобновление отношений с Израилем влечёт за собой улучшение связей с Египтом, особенно если Турция хочет реализовать свои амбиции стать региональным узлом для транспортировки газа из Восточного Средиземноморья в Европу.
Аналитик указывает в статье, что Израиль и арабские государства также ожидают, что Турция изменит свои отношения с Ираном. Хотя Анкара и Тегеран иногда кажутся союзниками, на самом деле у них глубокие разногласия по многим вопросам и они конкурируют за влияние на Кавказе. Они также находятся по разные стороны сирийского конфликта, напоминает он.
При этом Барель подчёркивает, что хотя Иран с подозрением относится к сближению Турции с ОАЭ и Саудовской Аравией, это «не означает, что Турция разорвёт свои связи с Ираном или присоединится к борьбе Израиля против ядерного соглашения».
По мнению аналитика, Израиль «не должен обманывать себя тем, что Эрдоган откажется от своей идеологии и откажется от своих связей с палестинцами на Западном берегу и в секторе Газа в обмен на нормализацию отношений с Иерусалимом».
Однако, уточняет Барель, что Израилю не стоит дистанцироваться от того союза, который пытается формировать Турция.
«Израиль может урегулировать разногласия с Турцией после возобновления отношений с ней ещё более эффективно», — заключает аналитик.