МИД Турции: Без Турции европейская безопасность невозможна

Заместитель министра иностранных дел посол Фарук Каймакчи заявил, что конфликт между Россией и Украиной еще раз продемонстрировал важность сотрудничества между Турцией и Европейским Союзом.

Дипломат указал на четыре основных области, а именно безопасность, энергетику, экономику и управление миграцией, в которых Анкара и Брюссель интенсивно работают вместе.

«Кризис вокруг Украины указал на важность отношений между Турцией и ЕС в четырех основных областях. В очередной раз стало очевидно, что без Турции не будет европейской безопасности; нет безопасности ЕС без Турции», — отметил Каймакчи в интервью с представителями СМИ в Анкаре 22 декабря.

По словам высокопоставленного дипломата, если бы Турция была членом ЕС или принимала участие в общих механизмах безопасности и обороны блока, это привело бы к дальнейшей координации между НАТО и Евросоюзом.

«Это даже предотвратило бы конфликт между Россией и Украиной. Почему я говорю это? Потому что единственный способ для Запада стать эффективной сдерживающей силой — это объединение НАТО и ЕС. И Турция может стать страной, в наибольшей степени способствующей этому единству между двумя организациями», - пояснил он.

Каймакчи также сообщил, что Греция и греческий Кипр препятствуют участию Турции в соответствующей политике безопасности и обороны ЕС.

«Второе направление в сотрудничестве между Турцией и Европой это энергетика. Один из четырех основных газопроводов, поставляющих газ в Европу, проходит по территории Турции. Это Южный газовый коридор. Этот коридор способен транспортировать 16 млрд кубометров природного газа. Турция берет 6 млрд кубометров газа из этого трубопровода и отправляет 10 млрд в Европу. Из-за роста цен на энергоносители в результате энергетического кризиса, мы заметили, что Евросоюз проявляет больший интерес к Южному газовому коридору», — сказал Каймакчи.

Брюссель уделяет больше внимания углеводородным ресурсам Центральной Азии и Кавказа, а Турция планирует увеличить пропускную способность Трансанатолийского газопровода (ТАП) до 32 млрд кубометров за счет дополнительных поставок 16 млрд кубометров природного газа из Центральной Азии, сказал он.

В дополнение к этому Каймакчи заявил, что Анкара также считает, что углеводородные ресурсы восточно-анатолийского региона могут быть выведены на европейские рынки через Южный газовый коридор, если Брюсселю удастся решить вопрос с возражением Греции и греческого Кипра.

«Короче говоря, никому не выгодно, чтобы администрация киприотов-греков и Греция препятствовали энергетическому сотрудничеству между Турцией и ЕС из-за напряженности в Восточном Средиземноморье. Подкрепление Южного газового коридора углеводородными ресурсами восточного Средиземноморья и увеличение его пропускной способности — лучший экономический путь», — подчеркнул замминистра.

По его словам, Турция и Европейский союз, как важные экономические и торговые партнеры, также работают, чтобы восстановить свои экономики от негативных последствий изменения климата, пандемии и продолжающегося российско-украинского кризиса.

«Турция является пятым или шестым торговым партнером ЕС, и что немаловажно самым крупным, стабильным и эффективным. В очередной раз стало ясно, что укрепление экономических связей между Турцией и ЕС и остальной Европой является растущей потребностью. Об этом более громко заявил европейский частный сектор», — отметил дипломат.

В этом контексте Каймакчи подчеркнул необходимость модернизации Таможенного союза и выразил надежду, что политические препятствия на пути к возобновлению переговоров вскоре будут устранены.

Он заявил, что Турция и ЕС продолжают обсуждать пути сотрудничества в области управления миграцией в соответствии с двусторонним меморандумом о взаимопонимании, подписанным в 2016 году.

Турция принимает 4,2 млн мигрантов, 3,7 млн из которых из Сирии, в то время как Европейский Союз открыл свои двери примерно для 8 млн украинцев.

«Это создает новое бремя для Европы и усугубляет миграционный кризис. В этой области ЕС начал обсуждать, что мы можем сделать в рамках миграционного соглашения 2016 года. Эти четыре направления указывают на важность и незаменимость Турции для Европейского союза. Это, по сути, оживило наши связи», — подчеркнул дипломат, добавив, что в ближайшее время будет открыта новая глава в отношениях Анкары и Брюсселя, если Турция сможет ускорить процесс реформ в предстоящий период.