МИД Турции: Швеция пока находится в начале пути по вступлению в НАТО

Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что в Анкаре позитивно оценивают шаги, которые в процессе интеграции в Североатлантический альянс совершили Швеция и Финляндия.

В то же время турецкая сторона исходит из того, что Швеция пока находится в самом начале этого пути в связи с невыполнением подписанного с Турцией меморандума по противодействию терроризму.

"Мы рассмотрели вопросы членства в НАТО Швеции и Финляндии, Турция воспринимает положительно шаги, которые в этом направлении совершили обе страны. Однако Швеция пока еще находится в начале пути", - сообщил журналистам в Вашингтоне Чавушоглу после переговоров с госсекретарем США Энтони Блинкеном. Его высказывания в четверг приводит телеканал ТРТ.

Отношения между Турцией и Швецией обострились после состоявшейся 11 января в Стокгольме акции активистов запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК), которые демонстрировали символику партии и портреты ее лидера Абдуллаха Оджалана, делали оскорбительные высказывания в адрес турецкого президента Тайипа Эрдогана. Кроме того, на столбе перед зданием ратуши они подвесили куклу, похожую на Эрдогана. Власти Турции осудили акцию. Посол Швеции в Анкаре был вызван в турецкий МИД, где ему был заявлен протест.

Швеция и Финляндия в мае 2022 года подали заявки на вхождение в состав Североатлантического альянса, однако процесс вступления в НАТО заблокировала Турция, потребовав от них объявить террористическими курдские организации, выдать лиц, обвиняемых в терроризме или участии в попытке переворота в 2016 году. 28 июня в Мадриде перед началом саммита НАТО прошли переговоры Эрдогана, президента Финляндии Саули Ниинистё, занимавшей тогда пост премьер-министра Швеции Магдалены Андерссон и генсека альянса Йенса Столтенберга. Был подписан меморандум, позволяющий Стокгольму и Хельсинки вступить в НАТО.

В Анкаре ранее заявляли, что меморандум, подписанный с Финляндией и Швецией, не носит окончательного характера и турецкий парламент может не одобрить его, если две страны не выполнят закрепленные в нем обязательства противодействовать террористическим организациям.