В турецком сегменте соцсетей появились высказывания о возможной фальсификации в ходе недавних президентских и парламентских выборов в Турции, при этом широко обсуждаются опасения по поводу нарушений, манипулирования освещением в СМИ и манипулирования результатами голосования.
Напомним, что по итогам голосования правящая Партия справедливости и развития (ПСР) и ее коалиция получили большинство в парламенте, а президент Реджеп Тайип Эрдоган упустил победу в первом туре с небольшим отрывом, что подготовило почву для второго тура 28 мая и усилило политическую напряженность.
На выборах, состоявшихся 14 мая, Эрдоган боролся за переизбрание со своим главным соперником Кемалем Кылычдароглу, лидером Народно-республиканской партии (НРП). В связи с тем, что ни один из кандидатов не набрал требуемых 50% плюс один дополнительный голос в первом туре, был объявлен второй тур, который состоится 28 мая. Тем временем правящая Народная коалиция получила большинство на парламентских выборах, обеспечив себе 321 место из 600. Состав парламента может измениться, когда будут объявлены официальные результаты, так как некоторые места переходят в пользу оппозиции из-за пересчета голосов после подачи возражений.
Социальные сети во вторник были наводнены утверждениями о занижении подсчетов и фальсификации при регистрации результатов в базе данных Верховной избирательной комиссии (YSK).
Среди тех, кто выражает обеспокоенность, — Селахаттин Демирташ, бывший сопредседатель прокурдской Демократической партии народов (ДПН). Демирташ заявил, что выборы систематически фальсифицировались в течение многих лет в ходе подсчета голосов, при выборе состава комитетов для голосования и предполагаемым фаворитизмом государственного информационного агентства Anadolu по отношению к президенту Эрдогану. Он также обвинил министра внутренних дел Сулеймана Сойлу в предполагаемых фальсификациях на выборах, допустив существование центральной цифровой базы, способствующей организации таких действий. Демирташ подчеркнул важность прозрачности, активного участия и надежных мер по борьбе с мошенничеством в поддержании честности выборов.
Обвинения в фальсификации выборов усилились, когда представители оппозиции и пользователи социальных сетей заявили, что многие результаты голосования были неправильно записаны в базу данных YSK. После того, как YSK поделилась своей базой данных с политическими партиями, НРП публично сравнила данные с отчетами о результатах голосования, обнаружив многочисленные нарушения в пользу правящих партий. Избиратели также сообщали о расхождениях между «официальными» результатами голосования на веб-сайте НРП и подписанными отчетами.
Партия зеленых левых (YSP) объявила, что на некоторых избирательных участках ее голоса были переданы крайне правому партнеру правящей коалиции, Партии националистического движения (MHP). Прокурдская ДПН решила баллотироваться под знаменем YSP на парламентских выборах, чтобы избежать рисков, которые могут возникнуть в результате ее возможного закрытия накануне голосования.
Представители оппозиции, в том числе председатель НРП в провинции Анкара Али Хикмет Акиллы и представители Рабочей партии Турции (TİP), высказали возражения против нарушений, обнаруженных в системе YSK.
Между тем, представитель избирательной комиссии YSP Мехмет Рюшту Тирыяки сказал, что они оспорили более 1 тыс. неправильно оформленных протоколов.